Фото: Василий Кузьмиченок / АГН Москва

«Снова тройка, семерка, туз...»: в Театре Моссовета показали «Пиковую даму»

Общество

В Театре Моссовета состоялся показ «Пиковой дамы» по повести Пушкина. У этой постановки Игоря Яцко своя предыстория. Именно актриса Валентина Талызина захотела перенести эту мистическую пушкинскую повесть на сцену Театра Моссовета. Она даже помогала писать режиссеру инсценировку. Потому что сыграть роковую даму было мечтой Талызиной много лет. И только в нынешнем году эта мечта осуществилась.

— У меня был учитель — Роман Григорьевич Виктюк, — говорит Валентина Талызина. — Мы уже тогда обсуждали это произведение и как его можно поставить. Но я не думала, что стану графиней, как сейчас. А теперь я графиня. И в этом спектакле такое решение: нас с Германном тянет друг к другу. Он думает только о ней, готов на все, чтобы получить эти карты. А она откликнулась на эту просьбу. Пусть и с условием.

Красавца Германна — мрачного мизантропа — играет статный Станислав Бондаренко. Он антипод веселым персонажам офицерской вольницы, где рекой льется шампанское, звучат гитара, смех и шуршат женские юбки...

Фото: Василий Кузьмиченок / АГН Москва

Кстати, на сцене весь спектакль находится фортепианный квартет, который музыкально сопровождает действие. Все это кабаре, включая карточный стол, не интересно герою. Сначала. Но после эпистолярного знакомства с Лизой (Дарья Балабанова) герой мечтает разбогатеть, чтобы жениться на ней. Он делает ставку и... сначала выигрывает, затем, нарушая завет графини, проигрывает.

Три карты заслоняют от него Лизу и сводят с ума. И все-таки Германн в спектакле (во второй его части, ближе к финалу) не холодный и расчетливый немец, а больше лирический герой из оперы Чайковского. Он уже не владеет собой, своими страстями. Но ему есть оправдание.

— Я пытаюсь оправдать своего героя, — говорит Станислав Бондаренко. — Он все-таки влюбился в Лизу. И его письма доказывают это лучше всего. Страсти между героями здесь кипят неимоверные.

Чтобы погрузить зрителей в пушкинскую эпоху, на сцене воссоздали атмосферу светского Петербурга XIX века. Романсы, танцы, кавалеры в камзолах, дамы в шикарных нарядах, игра в снежки, французская речь. Иногда, кстати, ее слишком много и не вполне понятна ее функция, как, к примеру, в сцене со светскими ведьмочками, наводящими порчу на героя.

Фото: Василий Кузьмиченок / АГН Москва

Кстати, высокомерную красавицу-графиню в молодости играет родная дочь Талызиной — актриса Театра Российской Армии Ксения Хаирова (не хватает только внучки, шутят зрители). Сдается, уже ради этого многие придут на спектакль. Хаирова играет сочно, точно, ярко, создавая отталкивающий образ бессердечной стервы.

— Мне хотелось прикоснуться к Пушкину как первоисточнику, — говорит режиссер Игорь Яцко. — Это ведь повесть, а не пьеса. Там есть великолепные поэтические фрагменты. Но есть и авторская речь, интонация. Хотелось находиться именно в этом русле, а не создавать какую-то современную вариацию на тему.

Напомним, что спектакль приурочен к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина. Игорь Яцко не побоялся такой ответственности. Он попробовал соединить философические проблемы с элементами мистики и тайны, что делает повесть великого писателя актуальной и увлекательной на протяжении столетий. Причем борьба с внутренними демонами человека представлена здесь в легкой, адаптированной форме, с песнями и танцами. Этакая драма-light без особых мозговых упражнений.

Но зритель тем не менее в финале вполне может задать себе вопрос: стоит игра Германна таких свеч? И в чем главный козырь героя? Может, все-таки в любви? Страстный финальный дуэт-танец Германна и Лизы дают на это некоторую надежду.

amp-next-page separator