Фото: пресс-служба мэра и правительства Москвы / Максим Мишин

Ни хлеба, ни зрелищ: как билетные аферисты наживаются на любителях театра

Общество

9 ноября администрация Большого театра обратилась в прокуратуру из-за противоправных действий в очереди за билетами на балет «Щелкунчик». Авантюристы, желающие заработать на ажиотаже вокруг постановки, размещали в социальных сетях объявления о продаже мест в очереди. Параллельно с этим в Тверском районном суде рассматривается уголовное дело в отношении группы мошенников, продававших билеты на спектакли через сайты — клоны известных театров. О том, как злоумышленники наживаются на любви россиян к искусству, — в материале «Вечерней Москвы».

Обман втридорога

В январе 2023 года Тверской районный суд приступил к рассмотрению по существу уголовного дела, связанного с продажей билетов через сайты — двойники известных театров: Мариинского, Большого, Малого и других. Всего в преступную группировку входило 150 человек, выполнявших разные роли — от продажи билетов до системного администрирования ресурсов.

Для обмана любителей искусства аферисты создали около 300 сайтов, полностью копирующих дизайн и оформление официальных порталов театров. При этом в названии спектаклей, а также ссылках на ресурсы оригинальное наименование искажалось. В результате введенный в заблуждение ценитель искусства вместо настоящего билета покупал поддельный, причем в несколько раз дороже. Местами ценник доходил до 600 тысяч рублей.

В преступной схеме даже работали кол-центры, которые располагались в Москве и во Владимире. Их сотрудники умело обрабатывали сомневающихся клиентов, убеждая их совершить покупку.

Вырученные средства злоумышленники выводили через подставные фирмы и распределяли между собой.

В данный момент суд рассматривает дело, возбужденное в отношении некоторых участников объединения: Андрея и Ирины Хартанюк, Виталия Гашакова, Алексея Куринова, Яны Тагиной и Юлии Чарыковой. Следствие оценило ущерб, нанесенный из-за незаконного использования товарных знаков известных театров, в девять миллионов рублей, а сами театры — в 130 миллионов рублей.

Цена спроса

В этом году на фоне резонансного уголовного дела Большой театр ради защиты от спекулянтов изменил политику продажи билетов на традиционную новогоднюю постановку. Процедура была разделена на несколько этапов.

Сначала ценители искусства должны получить браслет. Затем его обладатели могут приобрести билет на особых условиях: не более двух квитков в одни руки, строго по паспорту и без возможности его переоформления на других людей.

Таким образом планировалось отличить настоящих ценителей искусства от «перекупов». Согласно задумке, купить билет сможет только тот, у кого есть браслет.

Изменение билетной политики вызвало небывалый ажиотаж. Он вылился в то, что за сутки до старта продаж, в ночь на 4 ноября, у стен Большого театра начала собираться очередь. Ровно в полночь 400 счастливчиков получили браслет, с помощью которого смогли на следующее утро приобрести билет.

Параллельно с этим активизировались и аферисты, которых не остановили принятые Большим театром меры. Объявления, подпитанные ажиотажем, заполонили социальные сети и мессенджеры. Так, одни авантюристы обещают достать билет, но по завышенной цене. Другие же предлагают за определенную плату уступить место в очереди. Третьи хотели получить браслет и перепродать его по цене, сопоставимой со стоимостью билета.

На популярных сайтах с объявлениями начали появляться предложения о продаже браслетов. Один из авторов попросил за товар 45 тысяч рублей.

9 ноября ситуация с очередями и перекупщиками накалилась настолько, что Большой театр решил обратиться в прокуратуру, чтобы решить вопрос с «перекупами». В тот же день стало известно о задержании двух дельцов.

На следующий день в очереди появились первые пострадавшие. Собравшимся сообщили, что билетов на всех не хватит, после чего толпа двинулась вперед и в буквальном смысле смела с пути двух девушек.

Несмотря на ограничения и задержания, авантюристы не останавливаются. Так, 11 ноября в социальных сетях снова появились предложения купить место в очереди.

Параллельно с этим вновь заработали старые схемы обмана. Корреспондент «Вечерней Москвы» нашел на просторах Сети десятки фишинговых сайтов, предлагающих купить заветный билет в Большой театр. За некоторые из них придется выложить более ста тысяч рублей. Но в результате отчаянный любитель театра останется и без денег, и без зрелища.

Таким образом, в погоне за ажиотажем не стоит терять бдительность и не следует верить первым попавшимся продавцам. Лучше перепроверить информацию непосредственно на сайте Большого театра и следовать указанным там инструкциям. Это простое правило позволит сэкономить не только деньги, но и нервы. Подробнее о том, как не стать жертвой мошенников и купить настоящий билет, — в материале «Вечерней Москвы».

amp-next-page separator