Фото: компания «Про:взгляд»

Кто в тереме живет: на экраны выходит новогодняя комедия Полански «Дворец»

Общество

Это кино очень ждали. Потому что оно не типично для 90-летнего мастера Романа Полански. В жанре guilty pleasure, которое смотреть и стыдно, и смешно, он не снимал никогда, при всей своей иронии и сарказме — это во-первых. Во-вторых, эта ерническая новогодняя комедия из жизни неприлично богатых, возможно, последняя картина режиссера. В-третьих, на роли карнавальных гостей элитного швейцарского отеля Palace он собрал интересный состав актеров.

Например, Фанни Ардан играет капризную маркизу, главная забота которой –— запор ее любимой чихуахуа, испражнениям которой отведено немало экранного времени. Знаменитый когда-то Джон Клиз (участник британской культовой труппы «Монти Пайтон») появляется в роли престарелого сладострастника — бизнес-магната, который приезжает в отель со своей юной супругой и живым пингвином. Не будем спойлерить, но лучше бы он этого не делал...

Постаревший Микки Рурк возникает в фильме как сварливый американский бизнесмен в белокуром парике в стиле Дональда Трампа (или Энди Уорхола?) и чудит в стиле их обоих, кстати.

Наконец, наш Александр Петров предстает бритоголовым русским мафиози Антоном, который приезжает отпраздновать Новый год в Швейцарии в колоритной компании новорусских парней и девушек, крепких охранников и с дюжиной чемоданов, набитых, ясное дело, преступным налом. Жаль, что по сюжету у него не так много сцен, чтобы оправдать русского бандита хоть в этом фильме...

Среди других героев: недотепа — банковский служащий; пластический хирург; портье, снимающий алкоголем нервный стресс; скромная чешская семья; светские дамы с перекроенными лицами... Все это шапито, пропитанное шампанским, готовится встречать новый, 2000 год и предвкушает некое обнуление событий.

Как ни странно, эта серпантинная история, оказывается, была заветной мечтой режиссера.

— По самым разным причинам я долгие годы откладывал съемки «Дворца», — говорит Полански. — И вот теперь, отпраздновав девяностолетие, я сказал себе, что наконец-то могу позволить себе снять такой фильм. Лучшей возможности может уже и не представиться.

И режиссер использовал эту возможность на всю катушку. В результате фильм получился, как новогодняя елка, сияющая разноцветными огнями и украшениями. Каждая игрушка ее — отдельный сюжет и персонаж. Все они соединяются в общий фейверк (он тоже звучит в картине), салют всевозможным причудам и порокам богатых, которые если и плачут, то только от скуки.

Русскую тему на этой елке представляет, кстати, не только мафиози Антон с хитрым прищуром, но и наш протрезвевший президент Ельцин, который, как помните, в ту ночь отказался от своих полномочий и передал бразды правления Владимиру Путину. Этот ностальгический момент мелькает на экране телевизора как важная веха — но для тех, кто понимает.

В принципе, никаких особых художественных открытий нас тут не ждет. Просто очередная констатация: обжирающаяся икрой элита неизбежно загнивает. Себя к такой элите, ясное дело, Полански не относит. Похоже, у него к ней свои личные счеты: так он подносит лупу и с наслаждением рассматривает ее пороки, мелочность, тщеславие, эгоизм и так далее.

Но и скромных работяг мастер особо не щадит. Прислуга отеля тоже совсем не вызывает симпатии. Как и чешская семья сына миллионера, прибывшая к папаше, который его знать не желает. Возможно, такой и должна быть новогодняя комедия этого века — не все же нам наслаждаться «Иронией судьбы». Теперь — «Дворцом», затянувшимся пошлым анекдотом, по сути, карнавальным стендапом, набором гэгов.

В этой метаиронической комедии, как ее умно определили сами авторы, конечно, нет ни грамма сочувствия к людям, которые допустили такое чудовищное неравенство в своей жизни. Ну а пошлые балаганные шутки за гранью фола — похоже, необходимые специи к этой игре человеческого тщеславия.

Прощальный салют Полански обернулся у него, как обычно, великой провокацией.

amp-next-page separator