Материнская плата: в Москве показали новую картину Юрия Мороза «Лунатики»
На фестивале «Зимний» в кинотеатре «Художественный» показали новую картину Юрия Мороза «Лунатики».
Сразу скажем, что ни одного реального лунатика вы здесь не встретите. А увидите в этой семейной детективно-сказочной драме, придуманной, написанной и поставленной Юрием Морозом, историю одной запоздалой материнской любви, принимающей неординарные формы. Тем более это касается общей беды общества — наркотиков. Поэтому тут как бы нам предлагается такая рифма-прочтение: лунатики — это те, кто подписывается на наркотики.
Заметим, что на эту больную тему уже снято немало картин — и у нас, и на Западе. Вот, к примеру, «Дневник баскетболиста» с Леонардо ДиКаприо, «Детки» Ларри Кларка, «Реквием по мечте» Даррена Арановски, наша «Игла» с Виктором Цоем.
Но до такого крутого поворота сюжета раньше не додумались. Сценарист Юрий Мороз, основываясь на реальном случае (так он утверждает), заставил свою Ренату — важную бизнес-вумен, продюсера на ТВ, — принимать непростое решение. Или оставить сына в покое, чем обречь его на верную гибель, или дать ему вторую жизнь, при этом потеряв его навсегда. На эту роль Мороз позвал свою жену Викторию Исакову, которая заодно выступила в качестве сопродюсера проекта.
Лента построена как мозаика. В ней чередуется как бы выцветшее черно-белое кино — воспоминания о далеком (советском?) прошлом героев. И цветное, почти кислотный выплеск дикой энергии ХХI века. Мы видим, что еще в детстве курчавый ангелочек Никита получал от матери минимум внимания: «Ты же видишь — я занята!». Занята своей важной работой — ТВ-проектами, не смейтесь, «о деформациях человеческого тела и духа». И весьма успешно — героиня входит в пятерку финалистов «Человек года». У нее жесткая манера, властная речь и привычка решать все деньгами. Даже в личных отношениях — так она отправляет в отставку своего нищего любовника-поэта. Неслучайно Мороз делает подросшего Никиту (Степан Белозеров) модным рэпером в цветных дредах, неуправляемым кумиром подростков. Эта дикая негритянская музыка, акустическое беснование, кислотная аура дорогих клубов становится еще одной средой обитания героев. Похоже, здесь не только наркотики, запрещенные вещества, но и вся эта легальная квази-музыка, весь этот хард-рок и рэп.
Но сначала нас интригуют загадочным началом. Идет некая репетиция. Спектакля? Нет. Оказывается, преступления. Причем мы с самого начала знаем, кто преступник. Похищение Никиты тщательно отрепетировано, как хороший спектакль. Но все скелеты в шкафах вылезут не сразу — умный неподкупный (!) следователь Иванов (Алексей Филимонов) сможет распутать этот клубок, поняв, кто виноват и что делать.
Конечно, это история о том, что все несчастные семьи несчастливы по-своему. Героиня стала этакой Вассой Железновой еще и потому, что ее муж давно ушел из семьи. И ей пришлось заботиться о себе самой, зарабатывая на хоромы и дорогие машины. Экс-муж (очень органичен в этой роли Алексей Розин) хотя и стал успешным бизнесменом, но относится к своему сыну с некоторой брезгливостью («Сколько я потратил на его образование, клиники, монастыри!») Поэтому выстраданный выбор героини нестандартен, ужасен и прекрасен одновременно. Исакова играет даму-танк, без женских качеств, умеющую принимать жесткие решения. Потому что всегда была не такая, как все. Шла против течения. Забегая вперед, отметим прекрасный последний кадр — по степи бредет стадо овец и баранов. А против его движения идет героиня, только что навестившая инкогнито сына экс-наркомана, ставшего военным. В контексте сегодняшних событий очень знаковый поворот сюжета.
Кризис семьи, тема знакомая, модная нынче, скажете вы. Но здесь все откровенно и яростно. «Я хочу, чтобы ты исчез (исчезла)!» — кричат друг другу по очереди герои. О каких этических, не говоря уже о христианских ценностях, может идти речь в этом зоопарке? Кстати, появление слона (подарок бабушке от внука!) тут вполне уместно. Но ведь даже бабушка (прекрасная работа Надежды Маркиной) цинично троллит свою дочь. Здесь не принято не то чтобы объясняться в любви, а просто быть вежливым.
Глухота самых близких друг к другу, их материализм и цинизм катком проходит по ребенку, искажая его судьбу. Герой чувствует себя одиноким, недолюбленным. Он на пороге ухода. И когда мать понимает, что он не жилец, пытается его... переформатировать. Как зависший компьютер. Дорогой ценой — но это шанс. Такой эксперимент приводит сюжет уже на территорию фэнтези. Мы видим похищенного героя, обмотанного бинтами и датчиками, на операционном столе. Ему стирают память, порочные ячейки мозга заменяются новыми. Чистыми. Вместо одной личности возникает другая, искусственно созданная. Весьма актуально в эпоху искусственного интеллекта, который (не исключено) скоро сделает это реальностью, согласитесь.
И еще два момента. В картине девушка Никиты Катя (Даша Верещагина) говорит две важные фразы. Первая, очень страшная: «Быть зависимым — это нормально». Вдумайтесь. Нас информируют, что молодые принимают это овощное состояние как естественное! И вторая: «В светлое будущее мы не верим». Нас предупреждают, что молодые — далеко не наивные детки. Они верят только в настоящее. В «здесь и сейчас», а не в «завтра». И «переформатировать» их уже практически невозможно. Этот процесс начался еще в 90-е, когда распалась лучшая в мире страна. Кстати, самой Виктории Исаковой по душе неоднозначные героини, такие как ее Рената.
— Ведь в данной истории на первый план выходит не только вечный конфликт отцов и детей, но также проблема эгоизма, осознания своих ошибок и принятия других, — говорит актриса.
Неслучайно эту картину, снятую силами кинокомпании «Общественное мнение», показали именно на фестивале авторского кино. Взгляд Мороза и впрямь очень авторский. Ведь он попытался соединить тут эстетику авторского полнометражного фильма и сериальную. Напомним, что режиссер снял такие проекты, как «Каменская», «Апостол», «Угрюм-река», «Братья Карамазовы», «Содержанки» (третий сезон) и другие. Захватывающий сюжет, сплетение многих линий, поделенных на главки, — это сериальное. Необычная история с неоднозначными героями, финал, по сути, хеппи-энд, хоть и горький — это из большого кино. Вышла почти древнегреческая трагедия, но современного разлива. Пробуйте этот коктейль. Наслаждайтесь. Хотя он и горчит...