Фото: Михаил Логвинов

«Щелкунчик»: рождественская сказка для детей и взрослых

Общество

Вот уже несколько лет подряд в середине декабря на сцене Кремлевского дворца разворачивается незабываемое представление. Старейшее учебное заведение России Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой преподносит москвичам рождественский подарок: легендарный балет Чайковского «Щелкунчик» в постановке Василия Вайнонена. Осуществлять гастрольные показы в Москве вагановцам удается благодаря президентской программе «Приоритет-2030» — крупнейшему государственному проекту поддержки развития российских вузов.

Идея представлять будущих артистов в контексте именно этого спектакля принадлежит ректору Академии народному артисту России профессору Николаю Цискаридзе, который считает спектакль Вайнонена лучшим в мире балетом для детей:

— Я считаю, что в мире существует только два гениальных балетных «Щелкунчика» — Вайнонена и Григоровича. Все остальные — а их бессчетное количество у нас и за рубежом — лишь вариации на эти бесспорные шедевры. Именно поэтому начиная с 1934 года вагановцы ежегодно представляют поставленный специально для них балет «Щелкунчик» Василия Вайнонена с новым составом исполнителей. Мы стремимся сделать спектакль интересным и детям, и взрослым, которые сами были детьми, а потому хотят (пусть на мгновение!) вернуться в мир волшебства и романтики.

Прославленный премьер Большого театра сам более ста раз исполнял партию Принца в рождественских спектаклях главного театра страны, что было предназначено ему cудьбой: Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года. Нынешний «Щелкунчик» — это своеобразное подношение вагановцев — воспитанников и педагогов — своему учителю и руководителю к его 50-летию.

Перед началом спектакля зрители стали свидетелями важного события: на сцену вышли Николай Цискаридзе и министр просвещения Сергей Кравцов. Оказалось, приказом Министерства просвещения исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО «Академия Русского балета имени Вагановой» Николай Максимович Цискаридзе награжден нагрудным знаком «Почетный наставник» — за личные заслуги в содействии молодым работникам, в том числе представителям творческих профессий, в успешном овладении ими профессиональными званиями, навыками и умениями, в их профессиональном становлении. Вручив награду и отметив, что завершается 2023 год — Год педагога и наставника, Сергей Кравцов также передал Цискаридзе приветственный адрес всему коллективу академии.

Ну а потом началась встреча с чудом. Хореографы и исполнители справедливо называют балет «Щелкунчик» энциклопедией сценического классического танца, а педагоги — учебником на все времена. Живой спектакль дает бесценные возможности для учащихся всех возрастов и ступеней обучения показать себя в различных сценических танцах и, конечно, проявить природные драматические способности и артистизм. А зрители могут увидеть любимых героев гофмановской сказки в исполнении их сверстников.

Пока одни толстосумы покупают у спекулянтов билеты на балет «Щелкунчик» в Большом театре, а другие бронируют места на рейсы самолетов в «балетные города» России и ближнего зарубежья, где идет этот спектакль, мудрые родители заранее позаботились о билетах в Кремлевский дворец, где петербуржцы представили вайноневского «Щелкунчика» — «совершеннейшее, по мнению академика Асафьева, художественное явление: симфонию о детстве… Когда уже волнуют надежды еще неведомой юности… Когда сны влекут мысли и чувства вперед, а неосознанное — в жизнь только предчувствуемую».

Надо сказать, что судьба «Щелкунчика» складывалась непросто. В декабре 1982 года, когда балет впервые предстал перед публикой Мариинского театра, критики уничижительно писали: «Вообще «Щелкунчик» поставлен преимущественно для детей: для танцовщиц в нем весьма мало, для искусства — ровно ничего» («Биржевая газета»); «Трудно представить себе что-нибудь скучнее и бессмысленнее «Щелкунчика» («Петербургской газете»). «После ряда удачных постановок, как «Пиковая дама» и «Спящая красавица», появилась невообразимая по безвкусию постановка балета Чайковского «Щелкунчик», в последней картине которого некоторые балетные артистки были одеты сдобными бриошами из булочной Филиппова», — писал будущий директор Императорских театров Владимир Теляковский.

Впрочем, несмотря на оглушительный провал, «Щелкунчик» продержался в репертуаре Мариинского театра более 30 лет. Были и другие постановки: Александра Горского в Москве (1919), Федора Лопухова в Петрограде (1923)… А в 1934 году «Щелкунчик» вновь предстал на сцене Мариинки, но теперь уже в постановке молодого хореографа Василия Вайнонена. В целом спектакль был похож на первоначальную версию Петипа — Иванова, но появилось и много нового.

«Сценарий «Щелкунчика» Петипа не удовлетворил меня отсутствием реалистической трактовки первого акта, прерывностью интриги и налетом сусальности, — писал Вайнонен, — поэтому ведущими принципами моей работы стали реалистическая трактовка первой части спектакля, использование танцевальной пантомимы и современной техники классического танца во второй и третьей частях».

Критика высоко оценила балет Чайковского — Вайнонена, а зрители полюбили его, кажется, навсегда. На родной сцене этот спектакль идет до сих пор — вот уже 89 лет.

«Щелкунчик» Вайнонена в исполнении вагановцев это, конечно, не педантичное возобновление версии 1934 года, в которой танцевали юные Галина Уланова, Константин Сергеев, Юрий Григорович… Опытные педагоги-репетиторы во главе с Цискаридзе и Ж. Аюповой внесли необходимые поправки с учетом времени, обстоятельств и состава исполнителей.

Спектакль начался танцами детей и их родителей. Дети беззаботно резвятся: танцуют, маршируют, играют в догонялки… Особенно запомнился озорник Франц (Тимур Кыштымов). Взрослые движутся мелкими шажками, которые ритмизованны так, словно гости приветствуют друг друга, рассыпаясь в любезностях и комплиментах. Перед нами пестрое общество, центром которого являются дочь Штальбаумов девочка Маша (Александра Поз), а душой — кукольных дел мастер Дроссельмейер в исполнении педагога Вадима Сиротина. Сочиненная Вайноненом и исполненная Сиротиным пластика точно отражает особенности музыкальной темы Дроссельмейера, которой свойственны ритмы порывистого жеста, вкрадчивого движения и волшебных превращений.

Кукольных дел мастер приносит заводные игрушки, их движения механистичны и однообразны. Но виртуозные танцовщики Хорхе Николас (Паяц), Константин Лаврентьев (Арап) и Дарья Панькова (Куколка) вместе с педагогами смогли создать незабываемые образы своих персонажей. Механистичность кукол в «Щелкунчике» по замыслу Вайнонена, противопоставлялась естественной непринужденности детей. По воле постановщика, Дроссельмейер соединяет два мира — детей и кукол. Развлекая гостей, в первую очередь детей, Дроссельмейер показывает фокусы, устраивает кукольный театр с представлением о Щелкунчике, который влюблен в Принцессу, но ее преследует Крысиный Король.

Идея театра в театре не нова, но сделана и исполнена «вагановцами» изящно и с выдумкой. Маша — единственное живое существо в придуманном ею кукольном мире, где она подружилась с подаренной ей игрушкой — щелкунчиком, которому поверяет отныне все свои тайны. Но вот зала пустеет. Гости расходятся. Часы бьют полночь. Появляется Маша и видит, что рождественская елка и все предметы вокруг начинают расти и оживать, а комнату заполоняют мыши во главе со своим Королем. Испуганная Маша прячется в кресле. Но недолго мышам резвиться. Ожившие куклы во главе со Щелкунчиком (Матвей Макарычев) вступают в бой против армии мышиного Короля (Александр Вундер). Увидев, что перевес оказывается на стороне мышиного Короля, Маша вскакивает с кресла и кидает в неприятеля туфельку. Король вместе с войском отступает. Щелкунчик подает Маше руку. И тут за их спинами появляется Дроссельмейер. Он превращает Щелкунчика в прекрасного Принца (Павел Михеев), а Машу — в Принцессу (Алиса Баринова).

Юные петербуржцы явили отлично станцованный и сыгранный актерский ансамбль. Думаю, следует отметить, что педагоги-репетиторы вместе с ребятами славно потрудились над этой сценой. Она получилась композиционно выстроенной, содержательно наполненной и весьма энергичной. На светлую и певучую музыку лирического адажио поставлен дуэт Маши и Принца. Это дуэт его благодарности Маше за дружбу, сочувствие и помощь в борьбе с мышами, дуэт зарождения их любви. Танец Маши и Принца проникнут надеждой и романтическим устремлением вдаль. Юные танцовщики демонстрировали не только виртуозную технику, но и умение создавать художественные образы на сцене, что в нынешних условиях повального увлечения формой особенно важно.

Настоящим открытием стала Алиса Баринова, продемонстрировавшая лучшие качества воспитанниц Вагановской школы: изящество поз, выразительность рук, «певучую» кантилену движений в сочетании с образностью исполнения. Великолепен был и ее партнер Михеев. Его мужественный и в то же время мягкий танец отлично подходит для этого спектакля. В «Щелкунчике» Вайнонена много хореографически ярких мест: таковы, например, «Вальс снежинок», «Розовый вальс». Хореограф умел работать с кордебалетными группами, мысля масштабами большой сцены.

Снежинки, по его задумке, порхали и кружились, словно подгоняемые ветром, то поодиночке, то по две, то целыми «хлопьями». Их танец трепетен и легок. Именно таков «Вальс снежинок» в исполнении студенток Академии (Веселины Илиевой, Екатерины Морозовой и их сокурсниц). В этом танце есть свежесть, прозрачность, фантазия и какая-то светлая грусть, которая сродни Чайковскому и Гофману.

Во втором акте Вайнонен убрал из либретто город сладостей с непривычным русскому уху названием Конфитюренбург. У него действие происходит в обычном городке, где танцуют обыкновенные люди, а не механические куклы и леденцы. По сути, второй акт — это яркий, ритмичный дивертисмент, отличающийся только музыкой от традиционных дансантных номеров.

Софья Романович и Илья Судаков достойно представили в излюбленной Вайноненом кукольной манере «Китайский танец». Надолго запомнится зрителям энергичный «Трепак» в исполнении Ариадны Егоровой, Ирины Енаевой, Станислава Карпова и Даниила Лусканова. Блестяще под восторженные аплодисменты зрителей Арина Черданцева, Яна Белоусова и Кирилл Попов представили классическое трио. Дивертисмент завершал с чувством исполненный студентами старших курсов «Розовый вальс».

Спектакль закончился пантомимной сценой: проснувшаяся Маша понимает, что все чудеса только приснились. Девочка бежит к елке, где ее ждет игрушечный щелкунчик. Маша радостно прижимает игрушку к себе: «Благодарю тебя, милый Принц, за чудесную рождественскую ночь, которую мы провели вместе. Я никогда этого не забуду».

Закрылся занавес, но шеститысячный зал Кремлевского дворца благодарными аплодисментами еще долго не отпускал юных артистов и их педагогов со сцены. Спектакль убедительно показал, что Академия Русского балета во главе с народным артистом России профессором Николаем Цискаридзе держит высокий уровень подготовки будущих артистов балета.

После спектакля Алиса Баринова (Маша) сказала корреспонденту «ВМ»:

— Я очень благодарна Николаю Максимовичу Цискаридзе и своим педагогам за то, что танцую в чудесном балете. В этой рождественской сказке моя героиня мечтает о чуде. Очень надеюсь, что этот спектакль станет началом пути в большое искусство.

— Я пересмотрел много видеозаписей «Щелкунчика», прежде всего — с участием Николая Максимовича Цискаридзе, конечно, — рассказал Павел Михеев (Принц). — Но я не ставил задачу подражать кому-то из великих, я пытался создать своего Принца — Принца, который снится Маше.

— Ежегодные выступления вагановцев в Москве — всегда событие, всегда праздник, всегда переполненный зал Кремлевского дворца. «Щелкунчик» Вайнонена, возобновленный Николаем Цискаридзе, необычен прежде всего тем, что его исполняют сверстники персонажей знаменитой сказки, будущие артисты балета, — подчеркнул режиссер Станислав Васильев. — А это — энтузиазм молодости, детская непосредственность, особая энергетика.

amp-next-page separator