Николай Цискаридзе: Успех окрыляет, неудачи закаляют
Николай Цискаридзе отмечает 31 декабря 50-летний юбилей. Легендарный премьер Большого театра, а ныне яркий педагог и руководитель балетной школы дал интервью «Вечерней Москве».
В преддверии юбилея мы поговорили с Николаем Цискаридзе об успехе, творчестве и связях прошлого и будущего.
— Николай Максимович, ваш юбилей — событие для творческой общественности страны. «Вечерняя Москва» присоединяется к многочисленным поздравлениям. 50-летие — хороший повод для разговора, в том числе и об успехе. Что он значит для вас?
— Спасибо за поздравления. Я знаю, что старейшая московская газета недавно отметила 100-летний юбилей, она по праву считается летописцем истории столицы. И именно «Вечерка» опубликовала в феврале 2018 года развернутое интервью со мной «Я за ясные отношения между художником, обществом и властью», которое имело большой резонанс.
А успех… Для меня он связан прежде всего с трудом — повседневным, ежеминутным, порой изнурительным, когда поиск, а иногда и отчаяние сменяются радостью найденного решения, триумфом победы; когда нет мелочей, поскольку только из них складывается нечто серьезное, стоящее. А еще — с постоянным самообразованием. Успеха достигает, по-моему, лишь тот, кто слову предпочитает дело. Об этом я достаточно подробно написал в книге «Мой театр», как, впрочем, и о препятствиях, которые пришлось преодолевать.
— Я прочитал обе части вашей книги, и меня поразили смелость и честность вашего рассказа о себе и театральном закулисье — редкое качество для мемуарной литературы, которая обычно достаточно лукава. Почему вы назвали книгу «Мой театр»?
— Вся моя жизнь — личная и творческая — связана с театром. С Большим театром. Здесь я прошел путь от артиста кордебалета до премьера; здесь формировался как личность. Здесь судьба подарила мне незабываемые встречи со столпами русского балетного искусства и моими учителями — Юрием Николаевичем Григоровичем, Мариной Тимофеевной Семеновой, Галиной Сергеевной Улановой, многими по-настоящему талантливыми артистами и просто хорошими людьми. Большой театр — это мой дом. Однажды и навсегда.
— Но сначала было балетное училище при Большом...
— Да, туда я пришел тбилисским мальчиком, а вышел полным надежд юношей, мечтающим покорить балетный мир. Там я встретил своего замечательного педагога Петра Антоновича Пестова и ангела-хранителя — Софью Николаевну Головкину, подаривших мне профессию, о которой я мечтал с детства. Там на выпускном экзамене меня заметил Юрий Николаевич Григорович и взял на работу в Большой театр. Софья Николаевна была талантливым педагогом и потрясающим директором. Это она придумала и осуществила трехступенчатое балетное образование: школа — училище — вуз, которого не было и нет нигде в мире. Благодаря ей в первую очередь Московская академия хореографии отмечает сегодня свое 250-летие. Быть похожим на нее я стремлюсь в своей ректорской работе. Поэтому портрет Софьи Николаевны всегда передо мной на рабочем столе.
— В этом году, который указом президента объявлен Годом педагога и наставника, вы отметили еще один личный юбилей — ровно 10 лет, как вы возглавляете Академию русского балета имени Вагановой. В связи с этим хочу задать вопрос: как вы относитесь к необходимости реформирования системы хореографического образования, о чем много пишут у нас и на Западе?
— Все, что касается Запада, меня абсолютно не волнует, потому что там нет никакой системы образования, кроме двух мест — Копенгагена и Парижа. Все остальное придумано за последние десятилетия, а мы учим уже почти 300 лет. Я когда-то пошутил, что балетное образование в России родилось раньше, чем США как государство. Когда я слушаю английских критиков о необходимости реформы хореографического образования, то невольно задаюсь вопросом: кто вы такие? У вас балет существует несколько десятилетий, и вы учите меня, носителя балетных традиций? В нашей академии главным является подготовка артистов классического танца. Ему учат только в Париже, Санкт-Петербурге, Копенгагене и Москве.
— А как складываются отношения академии с петербургскими балетными театрами?
— Мы готовим для театров артистов, так что они заинтересованы в нас. Ориентироваться на репертуар Мариинского театра важно потому, что он вышел из недр балетной школы на улице Росси. Если в театре меняются правила, мы должны это учитывать. Кроме уважительных отношений с театром, других быть не может. Двери академии открыты для всех. Если кто-то хочет посмотреть или пригласить нашего студента — милости просим. Моя задача получить как можно больше предложений для учащихся, а дальше — их выбор.
— Что, по-вашему, может и должно привлекать внимание общества к классическому балету?
— Единственное, что мы можем и должны для этого делать, это показывать его высокий уровень. Относиться к классическому балетному наследию нужно бережно — как к национальному и мировому достоянию. Важно помнить, что все поделки разного рода реставраторов, которые по каким-то записям современников Петипа якобы восстанавливают его произведения, — от лукавого. Это невозможно по определению. Сегодня мы можем говорить о представлении эстетики театра Петипа и смотреть бережно, с любовью и профессионализмом сделанные выдающимися мастерами редакции его балетов в исполнении талантливых, хорошо выученных артистов.
— Как вы считаете, в каких отношениях должны находиться классическое, современное и авангардное балетное искусство?
— В цивилизованных. Они должны развиваться, творчески соревнуясь, но не соперничая «в нелегкой борьбе», как это бывает порой у нас. Классические спектакли и спектакли, выдержавшие испытание временем, должны идти на основной сцене, а современные и экспериментальные — на малых сценах, в филиалах, в специально организованных для этого театрах. Так было раньше: в Москве в Большом театре шли оперы и балеты классического репертуара, а в его филиале и на сцене Музтеатра Станиславского и Немировича-Данченко — экспериментальные постановки; в Ленинграде в Театре имени Кирова шли классические оперы и балеты, а в Малом театре оперы и балета (ныне — Михайловском) — экспериментальные. Что, кстати, не исключало включения некогда экспериментальных постановок в репертуар основных сцен. Так, «Лебединое озеро» Владимира Бурмейстера, поставленное в «Стасике», многие годы шло на сцене парижской «Гранд Опера».
— Искусство балета жестоко к своим жрецам — исполнителям, их артистический век слишком короткий. От чего, на ваш взгляд, зависят успех и творческая судьба артиста балета?
— От очень многого, хотя все индивидуально. Одни заявляют о себе уже на выпускных показах, другие раскрываются позже, их надо «рассмотреть». Но есть качества, необходимые любому артисту балета. Это способности, «школа», трудолюбие, целеустремленность, характер, здоровые амбиции, терпение и, конечно, его Величество Случай. Балетные спектакли требуют от исполнителей виртуозной техники, эмоциональной самоотдачи, физической выносливости. Что касается успеха, то это — величина переменная; к тому же он несет опасность звездной болезни. Многие таланты погибали от этой инфекции. Иммунитетом против нее являются все тот же труд и творческая неудовлетворенность, желание и стремление достичь большего.
— Вы много занимаетесь благотворительностью, помогаете друзьям, ветеранам сцены, ученикам, но никогда об этом не говорите, что отмечают даже ваши недоброжелатели. Другие бы на этом пиарились по полной программе...
— Ну, во-первых, я не другие, я сам по себе. Во-вторых, я хорошо запомнил сказанные однажды Мариной Тимофеевной Семеновой слова: «Мы с Улановой много в тебя вложили. И потому каждый раз, когда ты будешь встречать человека, которому надо помочь, у которого есть способности, помогай!»
— Как вы относитесь к решению об объединении дирекций Большого и Мариинского театров?
— Весьма одобрительно. Такой опыт, и весьма успешный, в России уже был — до 1917 года. Это позволит, на мой взгляд, укрепить связи двух крупнейших театров страны между собой, а также с другими музыкальными театрами России и зарубежья, расширит сферы их всестороннего сотрудничества, даст возможность более эффективно использовать творческие, рекламные, гастрольные, кадровые, финансово-правовые и другие ресурсы. В успехе объединения я не сомневаюсь еще и потому, что новую дирекцию возглавил выдающийся музыкант, имеющий огромный опыт успешного руководства крупными творческими коллективами, — Валерий Абисалович Гергиев.
— На днях инициативная группа избирателей, в которую вошли Гергиев и вы, поддержала решение действующего главы государства Владимира Путина участвовать в президентских выборах в качестве кандидата-самовыдвиженца.
— Это правда. Как на прошлых, так и на текущих президентских выборах я имею честь быть одним из доверенных лиц Владимира Владимировича и могу сказать, что он всегда оправдывает надежды избирателей.
Для меня не пустые слова «честь» и «достоинство», особенно в переломный момент для России и мира в целом, а он эти понятия олицетворяет. У него никогда слова с делом не расходятся. Я имел возможность неоднократно общаться с Путиным лично и всегда отмечал его умение вникать в самую суть проблем и государственный подход в их разрешении. Подобный уровень профессионализма не может не вызвать уважения и доверия.
— А как вы относитесь к прессе и критике?
— Практически не читаю — жалко времени. Профессиональная конструктивная критика, конечно, помогает в работе, а все остальное к художественной критике отношения не имеет. А лучшие критики — это учителя, друзья, которым ты доверяешь, зрители и время.
— Вы участвуете в жюри ряда престижных творческих конкурсов. Что вы думаете о балетном конкурсном движении?
— Балетный конкурс — это не только соревнование, но и смотр талантов как молодых исполнителей, так и хореографов. Это тот самый его Величество Случай, когда можно продемонстрировать зрителям, жюри, критикам, балетным менеджерам свои возможности, даже если ты не занимаешь пока ведущего положения в своем коллективе. Известно немало примеров, когда именно конкурс определял дальнейший творческий путь того или иного его лауреата или дипломанта. Конкурс указывает на успехи и недостатки «школы », оценивает работу педагогов.
Кроме того, это прекрасное место установления творческих и дружеских связей балетной молодежи, а одновременно с этим — тяжелое испытание на выносливость, характер, волю к победе, умение собраться, что так важно в работе артиста. Успех окрыляет личность, а неудачи закаляют.
— Знаю, что вы много путешествуете. Есть места, которые вам особенно дороги?
— Я повидал много стран, объездил всю Россию. Есть столицы, города, места, которые запали мне в душу, запомнились на всю оставшуюся жизнь, куда хочется возвращаться и возвращаться. Это и незабываемые впечатления, и друзья, и воспоминания о прошлом, дающем возможность заглянуть в будущее и задуматься о настоящем, как утверждали древние. Но на свете для меня есть только два главных города: Тбилиси, где я родился, и Москва, где я живу.