Экс-командир подразделения «Альфа» рассказал о захвате посольства США в Москве в 1979 году
Подразделение «Альфа», образованное в СССР в 1974 году для борьбы с террористами, прошло проверку на прочность во время захвата посольства США в Москве. О том громком деле «Вечерней Москве» рассказал герой СССР и бывший командир «Альфы» Геннадий Зайцев.
В те годы специальное подразделение Комитета государственной безопасности СССР — группу «Альфа» — возглавлял полковник Геннадий Николаевич Зайцев. Он стал вторым командиром этого отряда. Ныне генерал-полковник и Герой Советского Союза Геннадий Николаевич вспоминает, что «Альфа» была создана председателем КГБ СССР Юрием Андроповым в 1974 году.
— Андропов издал приказ о создании группы «Альфа», и первым командиром был назначен Виталий Дмитриевич Бубенин, который уже был удостоен звания Героя Советского Союза за охрану государственной границы, — рассказывает Зайцев. — Однако в 1977 году Бубенин по своему желанию вернулся служить в пограничные войска, и командиром назначили меня.
Генерал-полковник отмечает, что, пока проходило обучение личного состава и тренировки, многие задавались вопросом, зачем нужна такая изнурительная и интенсивная подготовка.
Однако у специалистов не вызывало сомнения, что такое подразделение просто необходимо, и оно должно быть лучшим в мире.
В 1977 году в московском метро произошли теракты (8 января в Москве прогремели три взрыва: в вагоне метро на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская», потом — в продуктовом магазине на Лубянке, неподалеку от зданий КГБ. — «Вечерняя Москва»), и руководство страны понимало, что нужно подразделение, которое будет оперативно реагировать на нештатные ситуации. И вскоре подразделению «Альфа» представилась возможность показать свой профессионализм.
Первая боевая операция группы «Альфа» состоялась 26 марта 1979 года, когда из американского посольства в СССР сообщили, что к ним пришел неизвестный советский гражданин, который выдвинул требование предоставить ему самолет и вывезти в США для получения высшего образования.
— При этом он поставил ультиматум: он взорвет посольство, если его требования не удовлетворят. А в доказательство своих намерений показал пояс с двумя килограммами тротила и обещал привести устройство в действие, — вспоминает Зайцев.
Проникнуть незаметно на такой особо охраняемый объект, как посольство, тем более со взрывчаткой, очень трудно. По словам генерал-полковника Зайцева, оказалось, что один из сотрудников консульского отдела в 14 часов 30 минут провел с собой человека якобы с целью получения информации. Не секрет, что все спецслужбы мира для сбора военной и иной информации используют людей, которые работают в той или иной стране и благодаря своей деятельности соприкасаются с большим количеством людей. Даже если информаторы не владеют государственной тайной, то, возможно, обладают знаниями в интересующих спецслужбы областях. Чаще всего контрразведчики используют для своих целей дипломатов, журналистов-международников, священников...
И 26 марта 1979 года американский консульский сотрудник привел к себе русского, чтобы получить информацию. Посольская охрана, согласно инструкции, не имела права останавливать тех, кто сопровождал дипломата. Когда они поднялись в кабинет, «информатор» расстегнул рубашку, под которой был пояс со взрывчаткой, и выдвинул ультиматум.
Террорист использовал новое знакомство с корыстной целью: он не был в курсе никаких государственных тайн, а просто хотел сбежать из СССР. Но дипломат поступил мудро, ответив, что не может единолично принимать такие решения, тем более что он не первое лицо в посольстве, и должен доложить об этом руководству, которое уладит все формальности.
— Из американского посольства сразу сообщили в МИД СССР, оттуда по цепочке руководству страны, в Совет министров и ЦК КПСС. Там собрали экстренное совещание и поручили председателю КГБ Андропову урегулировать международный скандал, — вспоминает Геннадий Зайцев. — Андропов отправил на задание бойцов «Альфы».
Все понимали, что это шанс проявить себя: опозориться никак нельзя. Для страны — это потеря престижа, а для нового подразделения — вопрос жизни и смерти.
По словам генерал-полковника в отставке, вначале было решено провести переговоры с захватчиком, выведать у него нужную информацию, понять его настрой и при возможности узнать как можно больше о его личности. На переговоры пошел лично Геннадий Николаевич, представившись сотрудником консульского отдела МИД.
— Главная задача состояла в том, чтобы тянуть время: психологи знают, что человек в напряженном состоянии может адекватно контролировать ситуацию в течение семи-восьми часов, а дальше он устает, расслабляется, и обезвреживать его становится легче, — рассказывает Зайцев.
Командир подразделения, облаченный в строгий костюм, направился в комнату с террористом. Это был плотный высокий русоволосый человек, который сразу же заявил, что в случае опасности приведет в действие взрывное устройство. Начался долгий разговор. Поначалу террорист воспринимал все вопросы в штыки. Но Зайцеву удалось переменить его настрой, объясняя, что существуют несколько виз: для учебы, работы, туристическая и так далее.
— Чтобы оформить для вас подходящую, нужно знать о целях вылета, — убеждал Геннадий Николаевич.
Ему удалось выяснить, что террорист, которого звали Юрий Власенко, не смог поступить в несколько советских вузов, что стало причиной страшной обиды. Он считал, что его не приняли «по политическим мотивам», поэтому решился на отчаянный шаг. Зайцев делал вид, что по телефону передает подчиненным информацию о «посетителе», и давал указания поспешить с оформлением визы. При этом он убеждал молодого человека, что все идет по плану.
Переговоры длились два с половиной часа. За это время сотрудники «Альфы» выбрали место в здании напротив: было решено, что снайпер будет стрелять в плечо захватчика, так как руку тот постоянно держал на поясе, чтобы в любой момент привести устройство в действие. Террорист торопил с изготовлением документов. Зайцев сказал, что лично проконтролирует это, и вышел из комнаты.
— В этот момент в комнату бросили бутылку со слезоточивым газом. Террорист разбил окно и подставился под выстрел. От полученного ранения он скончался на месте, — рассказал Зайцев.
Эта была первая серьезная проверка спецподразделения. А в декабре 1979 года бойцы «Альфы» провели захват дворца Хафизуллы Амина, председателя Революционного совета Афганистана.
СПРАВКА
Подразделение «Альфа» образовано в СССР 29 июля 1974 года под названием Группа «А» 5-го отдела 7-го управления КГБ СССР и продолжает свою деятельность в современной России. Группа «Альфа» является наиболее известным российским антитеррористическим подразделением, решающим задачи обеспечения национальной безопасности.