Куратор выставки «Сокровища полковых музеев» в Государственном историческом музее Сергей Сергушкин рассказал о старинных реликвиях полковых музеев России XIX–XX веков. На стенде позади него — серебряные предметы, которые раньше дарили полкам в честь различных событий / Фото: Анна Темнышова / Вечерняя Москва

Государственный исторический музей представил реликвии русской императорской армии

Общество

22 февраля в Государственном историческом музее откроется выставка «Сокровища полковых музеев».

Корреспондент «Вечерней Москвы» накануне узнала об интересных военных реликвиях.

В центре зала на стенде стоит серебряная посуда и подсвечники, озаряя помещение своим блеском. Все это — подарки разным полкам по особым случаям. Например, блюдо подносное было подарено Лейб-гвардии Преображенскому полку в честь его возвращения с Балканского театра войны 8 сентября 1878 года. По словам куратора выставки «Сокровища полковых музеев» Сергея Сергушкина, полки очень бережно хранили свои трофеи и награды, но так было не всегда.

— Традиция формирования таких музеев достаточно поздняя — это середина XIX — начало XX века. Правда, после революции она сошла на нет, — рассказывает Сергушкин. — Но в полковых музея могли храниться реликвии и более ранних годов, например, предметы из XVIII века.

По его словам, отдельные небольшие коллекции начали появляться в XVIII веке, но формироваться они стали именно полковыми музеями в середине XIX века.

— Львиная доля всех вещей в экспозиции — это предметы полкового музея Лейбгвардии Преображенского полка, — говорит Сергей Сергушкин. — Несмотря на то что он находится в СанктПетербурге, вещи оказались в Москве в советское время в Военно-историческом музее, который был создан в 1923 году.

По словам куратора выставки, там собрано значительное количество предметов из самых разных полковых музеев со всей России. А через три года его объединили с Государственным историческим музеем, и коллекция целиком перешла в распоряжение нового учреждения.

— Там есть как личные, так и коллективные награды, которые запечатлели героические моменты жизни полка, — говорит «ВМ» Сергей Сергушкин.

К личным вещам, например, относятся наградное оружие, медали, ордена, а к коллективным — наградные георгиевские трубы. На каждой из них — ленты с серебряными кисточками.

— Экспонаты в музеях могли быть даже нематериальными. Например, это мог быть наградной марш или музыка, под которую мог выходить полк, — отмечает куратор.

Еще на отдельном стенде в экспозиции выставлены белые расписные тарелочки и чашечки.

— Также полки собирали живописно-графическую коллекцию. И если посмотреть фотографии того времени, то обычно все их стены были плотно завешаны графикой, — рассказывает Сергушкин. — Интересно, что даже в современной музейной этике так не принято делать: стен просто не видно из-за картин.

Как объясняет куратор, в основном в графике изображались портреты полковых шефов, эпизоды из жизни полка, их форма и разные бытовые ситуации. Например, как солдаты танцуют под балалайку.

— Батальных картин было намного меньше. Но, возможно, это особенность нашей коллекции, — добавляет Сергей.

Он отмечает, что особое внимание полки уделяли знаменам. Так, в Государственном историческом музее представлено знамя Лейбкомпании. Оно датируется 1741 годом и вышито вручную. Во время государственного переворота императрице Елизавете Петровне в захвате Зимнего дворца помогла гренадерская рота Лейб-гвардии Преображенского полка. Позже ее переформировали в Лейб-компанию.

КСТАТИ

Стимулом к оформлению полковых музеев стало появление института офицерских собраний в XVIII веке. Сначала это было единичным явлением, но постепенно, особенно после военных реформ 1860–1870 годов, собрания получили широкое распространение и стали важной частью армейской корпоративной культуры. Они формировали полковое братство.

amp-next-page separator