Профессор, начальник кафедры аэродинамики Академии имени Н. Е. Жуковского (1994–2008 годы) Александр Желанников демонстрирует макет многоразового орбитального космического корабля, сконструированного по чертежам группы космонавтов, возглавляемой Юрием Гагариным в 1968 году / Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

Музей показал секретные чертежи космонавта

Общество

5 марта, в канун 90-летия со дня рождения Юрия Гагарина, прошла научная конференция и открылась выставка «Гагарин — учебная траектория».

Торжественные мероприятия прошли в залах Центрального дома авиации и космонавтики (ЦДАиК) ДОСААФ России и были посвящены научно-исследовательской деятельности первого космонавта. Так, впервые в этих залах были представлены некоторые из рассекреченных чертежей, сделанных Гагариным вместе с товарищами в годы учебы в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского. Макет многоразового космического корабля самолетного типа, построенного с учетом этих чертежей, ранее могли видеть посетители музея. Он хранится в интерьере мемориального учебного кабинета Юрия Алексеевича, который полностью переехал из академии после ее закрытия.

— В 1961 году почти весь отряд космонавтов был зачислен в академию. Это была их общая дипломная работа, в которой каждый отвечал за свое направление: изменение параметров полета на этапе разгона; схему сил, действующих на воздушно-космический летательный аппарат; доверительные интервалы отклонения параметров полета аппарата. А Гагарин был назначен главным инженером-конструктором. К 1968 году уже был построен макет, — объяснила директор ЦДАиК Юлия Сигорская.

Об испытаниях макета рассказал бывший сокурсник Гагарина, генерал-майор, профессор, кандидат технических наук, первый заместитель начальника академии Вячеслав Марков.

— Я участвовал в продувке этого проекта. В огромной трубе мы снимали его аэродинамические характеристики. Только при установке дополнительных решетчатых крыльев удалось сбалансировать макет корабля при посадке, — поделился генерал-майор.

Интересно, что такие же крылья потом «выросли» на космических кораблях серии «Союз», они дважды помогли предотвратить серьезные аварии, спасли жизни двух экипажей.

В залах ЦДАиК можно увидеть и немало других подлинных экспонатов, рассказывающих о развитии нашей космической отрасли. А его сотрудники обещают в юбилейном гагаринском году еще не раз удивить интересными программами и новыми выставками.

Также 5 марта от Музея космонавтики стартовал автопробег «Земная орбита Юрия Гагарина. Поехали!». Его участники проедут 7000 километров, посетят самые значимые места, связанные с жизнью первого космонавта.

Герой Российской Федерации, космонавт-испытатель, депутат Мосгордумы Олег Артемьев отметил, что такая акция должна привлечь молодежь в космическую отрасль и в целом повысить интерес людей к космосу.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Желанников, профессор, начальник кафедры аэродинамики Академии имени Жуковского в 1994-2008 гг.:

— Многоразовый космический корабль был уже спроектирован Юрием Гагариным в 1968 году. Только в 1980-х годах появились «Буран» и «Шаттл». В рамках его же проекта была разработана система аварийного спасения на случай, если аварийная ситуация происходит прямо на старте. Успешно испытанная, она сегодня используется на всех космических кораблях.

amp-next-page separator