Подводные камни онлайн-шопинга: что нужно знать, покупая товары в интернет-магазинах
Покупки в интернете становятся все более популярными среди москвичей, позволяя экономить время на поиск товара. Однако надо знать правила таких покупок, чтобы обойти подводные камни онлайн-шопинга.
Все больше горожан совершают покупки в интернет-магазинах и на маркетплейсах. Эти площадки позволяют быстро найти необходимый товар, оформить его заказ и доставку. Еще один плюс онлайн-покупок — более низкие цены. Это связано с отсутствием у продавца необходимости оплачивать работу консультантов в торговых залах, аренду помещения, его ремонт и содержание, а также нести иные расходы.
Однако, помимо преимуществ, у онлайн-площадок имеются и недостатки. Покупатель не может рассмотреть товар и проверить его качество в момент покупки. Кроме того, существует риск попасть на фишинговый сайт, созданный мошенниками в целях хищения персональных данных и денежных средств. Сегодня мы расскажем об основных правилах покупок в интернете.
Интернет-торговля — форма дистанционной торговли, которая предполагает использование публичной оферты — предложения о заключении договора, адресованного неограниченному кругу лиц. Интернет-магазин — это официальный сайт или мобильное приложение офлайн-магазина. Поэтому его ресурс обязательно должен содержать полное фирменное наименование продавца, основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и/или номер телефона. Кроме того, на сайте интернет-магазина должна размещаться информация о товарах, месте их производства, потребительских свойствах и характеристиках, цене, условиях приобретения, сроке службы и гарантийном сроке.
Следует помнить, что при оплате покупки продавец, как правило, должен предложить принять условия политики конфиденциальности и запросить согласие на обработку персональных данных: ФИО, адреса доставки, номера телефона и электронной почты. Данные покупателя необходимы для оформления покупки, а также доставки и не могут передаваться третьим лицам.
После выбора товара необходимо оформить заказ, а также выбрать способ оплаты и доставки. В информации о заказе должны быть указаны его номер, наименование и характеристики товара, дата, время, адрес и условия доставки либо адрес и режим работы пунктов самовывоза. Срок доставки будет зависеть от условий договора розничной купли-продажи, в том числе местоположения продавца. Доставленный товар передается покупателю по указанному им адресу, а при его отсутствии — любому лицу, предъявившему информацию о номере или оформлении заказа.
Если продавец, получивший предварительную оплату за товар, не передал его в срок, покупатель вправе потребовать передачи товара в установленный им новый срок или возврата суммы предварительной оплаты. Кроме того, покупатель вправе требовать полного возмещения убытков из-за нарушения срока передачи оплаченного товара. При этом продавец обязан выплатить покупателю за каждый день просрочки неустойку в размере 0,5 процента суммы предварительной оплаты товара. Неустойка взыскивается со дня, когда по договору товар должен был быть передан, до дня передачи или до дня возврата предоплаты.
Маркетплейс (от англ. marketplace — рыночная площадь) — торговая площадка, которая реализует товары и услуги разных продавцов в сети интернет. Такая площадка, как правило, является посредником между продавцом и покупателем и не имеет собственной продукции. Существует несколько видов маркетплейсов.
Вертикальные маркетплейсы продают товары и услуги одного типа — например, только косметику или бытовую химию. Горизонтальные маркетплейсы торгуют товарами и услугами одной направленности, например, продают товары и услуги для автомобилистов.
Глобальные маркетплейсы продают различные товары и услуги независимо от сферы их применения.
Очевидные плюсы маркетплейсов — возможность быстрого сравнения ценовых предложений на необходимый товар и экономия денежных средств при его покупке. Ввиду большого объема заказов и отлаженной логистики цены на онлайн-площадках могут быть ниже, чем в офлайн-магазинах.
На сайте торговой площадки сведения о каждой единице товара отражены в специальной карточке. Как правило, она содержит информацию о цене, характеристиках, изготовителе товара, сроках и способах доставки, обмена или возврата. Таким образом можно изучить предложения нескольких продавцов и выбрать наиболее подходящий товар.
Зачастую маркетплейсы предоставляют возможность обратной связи с представителем бренда-изготовителя. Также специальная система позволяет оценить товар и продавца, получить данные о том, как давно компания или предприниматель работают на площадке.
Правила дистанционной продажи товаров на маркетплейсах и в интернет-магазинах одинаковые, хотя есть и свои особенности. Так, маркетплейсы в некоторых случаях могут ввести плату за возврат товаров.
Оплатить онлайн-покупку можно различными способами: банковской картой при оформлении или получении заказа, а также наличными. В случае внесения денежных средств после получения товара покупатель имеет возможность убедиться в том, что заказ выполнен верно, а товар качественный и соответствует описанию. В настоящее время набирает популярность оплата товаров с помощью Системы быстрых платежей (СБП). В этом случае интернет-магазин или маркетплейс генерирует специальный QR-код, с помощью которого можно открыть приложение банка для оплаты. Такой код содержит всю необходимую информацию о покупке, включая сумму и реквизиты получателя (продавца).
Некоторые торговые площадки предлагают воспользоваться сервисами оплаты товара частями, которая осуществляется через BNPL-сервисы (от англ. buy now pay later — «покупай сейчас, плати потом»). Стоимость покупок, которые можно оплачивать частями, в большинстве случаев не превышает 30 тысяч рублей, на некоторых сервисах — 60 тысяч рублей. Как правило, эта услуга доступна в онлайн-магазинах при покупке определенных категорий товаров, например, одежды, косметики, парфюмерии, товаров для дома. Гражданин заключает с BNPL-сервисом договор поручения, на основании которого сервис приобретает в его интересах товар, а он, в свою очередь, обязуется вернуть денежные средства в полном объеме и в установленные сроки. Поскольку с покупателем не заключается кредитный договор или же договор займа, проценты за пользование денежными средствами не начисляются, а информация не передается в бюро кредитных историй.
Следует учитывать, что при оплате покупок частями достаточно иметь на своем счете денежные средства на осуществление первого платежа. К моменту второго и последующих списаний банковскую карту следует пополнить на установленную договором сумму. При оплате частями стоит проявлять особую внимательность и помнить, что за все совершенные покупки в скором времени придется вносить регулярные платежи.
Покупатель вправе отказаться от товара, приобретенного дистанционно, в любое время до его получения, а после передачи товара — в течение 7 дней. Кроме того, покупателю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о порядке и сроках его возврата. Это может быть памятка, вложенная в посылку или переданная курьером. В случае если такая информация не предоставлена, он вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента его получения в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей».
Некоторые интернет-магазины для возврата или обмена товара предлагают скачать и заполнить специальный бланк заявления и воспользоваться бесплатной для клиента услугой вызова курьера. Еще одним вариантом возврата может стать самостоятельная доставка товара в офлайн-магазин.
При отказе покупателя от товара продавец обязан вернуть оплаченную клиентом сумму не позднее, чем через 10 дней со дня предъявления покупателем соответствующего требования, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара. В качестве подтверждения факта покупки и оплаты товара может выступать не только чек, но и выписка по банковскому счету, а также письмо по электронной почте о подтверждении оплаты.
Если при получении товара, приобретенного в интернет-магазине, выяснилось, что он имеет недостаток или заводской дефект (неисправный или бракованный), покупатель вправе потребовать: замены на товар этой же марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом; возврата денежной суммы, уплаченной за товар.
С такими требованиями покупатель может обратиться к продавцу в течение гарантийного срока или срока годности товара. Гарантийный срок товара исчисляется со дня передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором.
В случае возникновения спора о причинах появления недостатков товара продавец обязан провести его экспертизу за свой счет. Покупатель вправе присутствовать при проведении экспертизы и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение в судебном порядке. Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки возникли не по вине продавца, покупатель будет обязан возместить продавцу расходы на ее проведение.
При невозможности урегулирования споров в добровольном порядке покупатель вправе обратиться с письменным заявлением либо к руководству магазина, либо, чтобы защитить свои права, — в Роспотребнадзор.
ОТВЕТИМ КАЖДОМУ
Эксперты центра финансовой грамотности ГКУ «Мосфинагентство» отвечают на вопросы читателей. Пишите по адресу finhelp@finance.mos.ru
Какие товары из интернет-магазинов не подлежат обмену и возврату?
Обмену не подлежат предметы личной гигиены, лекарственные препараты, парфюмерно-косметические товары, бельевые, чулочно-носочные изделия, ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов, товары бытовой химии, непериодические издания (книги, брошюры, альбомы) и другие. Полный перечень таких товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 463. Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, если он был изготовлен по индивидуальному заказу и может быть использован только им.
Что будет, если оплатить товар частями и не внести очередной платеж вовремя?
BNPL-сервис может внести имя должника в список недобросовестных покупателей и запретить пользоваться оплатой частями до погашения всех платежей.
Также компания вправе потребовать уплаты штрафа, если это предусмотрено условиями договора. Его размер может составить 5–6% от неоплаченной доли.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Денис Михайлов, руководитель ГКУ «Мосфинагентство»:
— При оплате покупок в интернете будьте предельно внимательны. Одним из главных способов обмана онлайн-покупателей является фишинг. Его цель — хищение персональных и платежных данных граждан.
Для этого мошенники копируют структуру и интерфейс официальных страниц торговых площадок, формируют похожий URL-адрес (адрес сайта или его страниц), отличающийся на 1–2 символа. Затем от имени представителя компании они направляют в сообщении или электронном письме ссылку на фишинговый сайт для оплаты или перевода денежных средств. Вот почему не следует переходить по ссылкам, полученным из неизвестных источников.
Наличие акционного предложения или скидки можно проверить самостоятельно на официальном сайте торговой площадки или магазина. Проверяйте доменное имя сайта! Обращайте внимание и на наличие защищенного соединения, отмеченного знаком закрытого замка в адресной строке сайта, особенно если вы планируете совершить финансовые операции на данном ресурсе: официальные сайты крупных организаций в российских поисковых системах отмечены специальным знаком — синий кружок с галочкой.
Установите на свои устройства антивирусное программное обеспечение для защиты от поддельных веб-сайтов и спам-сообщений. Действенная мера безопасности — использование отдельной банковской карты для покупок в интернете и ее пополнение непосредственно перед оплатой на сумму покупки.