Школьница играет в куклы в Московском городском дворце пионеров на Ленинских горах / Фото: Валерий Шустов / РИА Новости

Когда появилась первая кукла Барби: история любимой игрушки

Общество

65 лет назад в продажу поступили первые куклы Барби. До этого — почти 70 лет — советские девочки мечтали совсем о других куклах. почему они, а не Барби, воспитали и привили настоящие ценности, «Вечерней Москве» рассказали эксперты.

Более шести десятилетий долговязая красотка носит титул образцовой игрушки для девочек. Но в наших краях Барби «поселилась» только после падения железного занавеса. До этого советские девочки мечтали совсем о других игрушках. Но именно игры в этих скромных и простеньких кукол делали нас добрыми и отзывчивыми, считают психологи.

Нормы и правила

А в 70-е и 80-е годы прошлого века, на закате СССР, хорошим тоном было критиковать кукол отечественного производства: мол, грубо изготовлены, скучно одеты... К тому же «возраст» этих игрушек был ограничен: они выглядели либо как пупсы-младенцы, либо как дети отроческого возраста.

— Советские игрушки так или иначе были похожи и на игрушки других стран, особенно социалистических, — рассказывает «ВМ» Ирина Рябкова, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, — куклы всегда отражают нормы и правила, господствующие в обществе. В частности, нормы отношения к понятию детства как такового.

Куклы, похожие на людей, изготавливались с древнейших времен. К ХIХ веку это ремесло достигло совершенства. Очень популярны были механические «андроиды», умеющие вертеть головами и двигаться. Это были настоящие произведения искусства. Но и обычные куклы ценились очень высоко. В нарядных костюмах, с головами и руками, сделанными из дорогостоящего костяного фарфора, они были скорее роскошью, чем забавой для детей. Причем изображали игрушечные люди исключительно взрослых женщин, светских дам, реже — кавалеров.

Куклы-дети стали поступать в продажу только с 80-х годов XIX века.

— Когда общество повернулось лицом к детству, ребенок стал восприниматься именно как ребенок, а не как недоразвитый взрослый, стали популярны куклы-дети, которые отражали именно детский мир, опыт детской жизни. И на игрушках такого типа сосредоточилась советская легкая промышленность, — подчеркивает Ирина Рябкова.

Драматургия игры

— Куклы, как и другие игры, и детская литература, — это полноценный способ познания мира, — говорит психолог Елена Курилович. — Занятия с куклами развивают социальные навыки, фантазию и творческие способности, кроме того, помогают детям научиться понимать свои собственные чувства, готовят к будущему материнству.

Если мы возьмем малышку до 5 лет, мы увидим, что она играет в классические «дочки-матери»: воспроизводит с куклами те действия, которые совершают взрослые с ней самой: кормит, пеленает, укладывает спать. У советских дошкольниц этого возраста была очень популярна «Непослушная Аленка» (выпускалась с 1969 по 1988 год): к ней прилагались бутылочка с соской и ложка «с кашей». Когда к губам Аленки подносили соску, она послушно «пила», а при приближении ложки отчаянно вертела головой на маятниковом механизме.

Секрет этого поведения состоял в магнитах, размещенных во рту, а также в бутылке и ложке. Примерно в 5–6 лет драматургия игры расширяется, появляются более «зрелые» сюжеты: «учеба в школе», «поход за покупками», «визит в гости». Пупсы для этих пьес уже не годились, на первый план выходили куклы, изображавшие детей от 5 до 10–11 лет. Очень высоко ценились «ходячие» куклы. Внутри у такой «малютки» располагался механизм из металлических штырей и шестеренок. Если поставить куклу на ноги и «вести», держа за руку, то она будет «шагать», поворачивая голову то вправо, то влево. Особенно прочные конструкции этого типа изготавливались на московской фабрике «Кругозор».

Главное — сюжет

— Одно из ключевых требований к кукле для маленького ребенка — это мягкость, податливость, приятность на ощупь, — объясняет детский психолог, доцент МГППУ Ирина Рябкова. — Игрушка должна быть комфортной физически. Мы — теплокровные существа, поэтому нуждаемся в тепле и уюте.

А дети — особенно. Мягкую игрушку приятно прижимать к себе, действовать с нею. А советские куклы часто были изготовлены из жесткого пластика, поэтому многие дети мечтали о других игрушках. Кроме того, результаты исследований по всему миру показывают, что «особые возможности» куклы не повышают «качество» игры. Чаще всего дети выключают батарейки, забывают, что кукла «ходит», и так далее. Ведь главный смысл игры — это сюжет, который придумал сам «автор».

— Еще один недостаток советских пластмассовых кукол: они не были достаточно гибкими, обладали небольшим числом степеней свободы, — отмечает Антонина Третьякова, доцент Финансового университета при правительстве РФ. — У них, например, были подвижными ноги и руки, но колени и локти не сгибались, а значит, совершать с ними множество действий было затруднительно. Поэтому большим успехом у детей пользовались куклы из резины — они были мягче, удобнее пластиковых. Особенно в производстве таких игрушек преуспели ГДР и Югославия.

Смена фаворитов

Но «резиновые Зины» — и отечественные, и заграничные — уже в 1970-е годы стали колоссальным дефицитом. Поэтому фаворитами, которых брали с собой в кровать, в путешествие и на дачу, становились обычно медведи, зайцы, собаки и прочие «мягкие» зверушки. В 1930–1950-е годы они изготавливались из плюша и набивались опилками. Позже — поролоном. Затем появились игрушки из искусственного меха, набитые ватой.

— Мягкие игрушки, — отмечает Ирина Рябкова, — часто становились любимыми и у мальчиков.

Освоение других тем

— По мере взросления — после 7 лет — девочки все более нуждаются в освоении «взрослых» женских тем: в играх появляются мотивы вечеринки, свадьбы, праздника. Пупс или «кукла-ребенок» уже не подходят, но этим целям идеально соответствовала бы кукла — молодая девушка, — отмечает Антонина Третьякова.

Для девочек в СССР такой образцовой «девушкой» стала немецкая кукла «красавица». Шанс «урвать» это сокровище в магазине был один на миллион. Стоила она около 25 рублей (примерно 30 тысяч на нынешние деньги). Она была уже не ребенок: телосложение ее копировало пропорции девочки-подростка. К тому же у куклы были пышные волосы, забранные в сеточку, и «взрослое», очень нарядное платье с рюшами, оборками и басонами. С этими куклами можно было разыгрывать целые мелодраматические спектакли с балами, скачками, дуэлями и свадьбами.

— А потом появилась кукла Барби, — рассказывает доцент МГППУ Ирина Рябкова. — Она идеально соответствовала игровым потребностям растущей девочки. Ее можно было наряжать, причесывать, она могла не только ходить по гостям и магазинам, но и выйти замуж, и стать мамой, и овладеть какой-нибудь уважаемой профессией — стюардессы, врача, учителя, инженера. Помню, как в постсоветское время, когда аксессуаров для Барби еще у нас продавали мало, мы сами шили костюмы, сооружали дома, выстраивали «интересную жизнь». Очень многогранная, многофункциональная кукла.

Будь собой

В общественном поле к Барби все чаще предъявляют претензию: кукла создает в воображении у девочек образ некоей идеальной женщины без физических недостатков. На ее фоне девушки-подростки кажутся себе слишком несовершенными и страдают. Об этом феномене на Западе снимают кино и пишут книги с посылом: «Не пытайся стать такой, как Барби. Будь собой».

— Очень важно донести до родителей: кукла — это неодушевленный предмет, — объясняет детский психолог Ирина Рябкова. — Он не способен формировать поведение или характер ребенка, у игрушки нет такой власти. Зато такая власть есть у общества, у взрослых, которые окружают конкретную девочку. Если они строго требуют от нее идеальной «женственности», то у нее действительно может развиться комплекс психологических проблем.

А кукла здесь, повторю, ни при чем, — подчеркивает эксперт.

Конкурентки Барби

— Современный рынок игрушек огромен, — отмечает психолог Елена Курилович. — Разновидностей кукол с каждым годом все больше. У Барби появляются бренды-конкуренты — «Братс», «Лол», «Монстр Хай». К каждой кукле прилагаются свой обширный набор аксессуаров, особая мифология. У них своеобразная внешность — они еще меньше похожи на реальных девушек, чем Барби. Скорее они напоминают персонажей мультфильмов. Такого рода куклы по сути расширяют набор сценариев игры, позволяя реализовать самые смелые фантазии. Например, куклы-монстры позволяют играть в «страшные истории», которые помогают ребенку справиться с собственными тревогами, такими как страх неудачи, утраты, страх смерти. Именно эти страхи дети начинают осознавать в возрасте 5–7 лет, и игры-страшилки, особенно если они ведутся в большой компании ровесников, служат полезной психотерапией. В прошлом веке дети тешились «жуткими» историями о «черной руке», современные их потомки сочиняют «леденящие кровь» пьесы с участием кукол-монстров.

Все дети — разные

Но советские игрушки, хотя и перекочевали в сферу «винтажа», тоже вполне могут заинтересовать современных детей. Ведь у них есть замечательные качества — простота и доступность. Эти куклы относительно просты в дизайне и функционале, что делает их понятными и привлекательными для широкого круга детей.

Любопытно, что сегодня многие дети совсем отказываются от игры в куклы. Во-первых, из-за широкого выбора игрушек, ведь это не только куклы, но и конструкторы, ролевые игры, игры с электронными устройствами и многое другое. Будущую жену и мать можно воспитать далеко не только через игру в куклы. Во-вторых, сегодня в детях часто поощряется стремление к независимости и творческой свободе. Девочки чувствуют влияние общественных стереотипов и не хотят им подчиняться, — заключает Елена Курилович.

КСТАТИ

В 1965 году компания Mattel (производитель Барби) выпустила коллекцию под названием «Пижамная вечеринка». В этот комплект кроме стандартной куклы входили весы и книга «Как похудеть». И именно это вызвало возмущение у покупателей. Прежде всего весы навечно застыли на отметке 110 футов (49,9 кг), а главный совет книги, написанный на задней обложке, звучал как «Не ешь!».

Представляете, у скольких девочек развились комплексы по подводу веса и как много из них заболели анорексией? Под влиянием протестов родителей компания в 1966 году убрала из набора весы. А уже на следующий год из него исчезла и книга

amp-next-page separator