Актер Олег Савцов рассказал о шансах на возрождение мюзикла «Норд-Ост» и работе с японским режиссером
Премьера спектакля «Друзья» японского режиссера Мотои Миура по пьесе писателя-авангардиста Кобо Абэ состоялась в Театре Наций. По сюжету, в квартиру молодого человека врывается компания незнакомцев, которая насильно пытается избавить его от одиночества. «Вечерняя Москва» пообщалась с исполнителем главной роли Олегом Савцовым.
— Олег, как вы попали в команду японского режиссера? Большой был кастинг?
— Гигантский — я был в числе 150 претендентов. На встречу с режиссером нас приглашали группами по 3–4 человека. Давали текст отдельной сцены, и Мотои Миура просил нас ее сыграть. Ему было важно понять, насколько актеры открыты к новым методам работы и смогут ли они гармонично влиться в ту семью, которую придумал для пьесы автор — Кобо Абэ. В итоге на главную роль были выбраны два артиста: я и Сергей Епишев.
— Каково вам было работать с японским режиссером?
— Новый спектакль — это всегда новый характер персонажа, новые режиссерские задачи. В случае с Мотои Миура это еще и опыт работы с режиссером, который сформировался в совершенно отличной от нашей культуре. Мне было интересно открывать для себя некоторые особенности мировоззрения Мотои, которые, естественно, отражаются на его понимании театра, на том, как история должна рассказываться со сцены. В один из своих приездов, еще в начале работы над «Друзьями», он устроил для нас японскую вечеринку — с традиционными напитками, закусками и какой-то совершенно непривычной для нас музыкой.
— Вы были участником событий, оставивших печальный след в истории страны, — входили в труппу мюзикла «Норд-Ост» (23 октября 2002 года террористы захватили театр на Дубровке, где показывали этот мюзикл. — «ВМ»). Играли роль главаря беспризорников, но в день трагедии не выступали. Как считаете, этот мюзикл может быть возрожден?
— В кинотеатрах недавно показали запись концертной версии мюзикла, но я не принимал в ней участия. Мне кажется, всему свое время. Если мюзиклу суждено возродиться, то так оно и будет. Мне трудно говорить об этом. И обсуждать это бессмысленно.
— До поступления в Школу-студию МХАТ вы часто ходили в театр?
— Не чаще других. Я ведь с детства играл в Музыкальном театре юного актера, и свободного времени почти не было. Естественно, когда пришел черед выбирать, где учиться дальше, я пошел по уже известному пути — поступил в Школу-студию МХАТ, и тут случилась странная штука — первые полгода я вообще думал, что мне некомфортно среди новых людей. Но я любил актерские занятия. Только сейчас я понимаю, насколько важны были все эти тренинги на внимание, концентрацию, этюды. Тогда это казалось просто увлечением на уровне игры, даже азарт включался, а теперь я понимаю, что это одна из основ профессии.
— Сейчас вы снялись в сериале «Плевако», где главную роль исполняет Сергей Безруков, а ваш герой — его помощник, начинающий адвокат Роман Шубнинский. Какие его главные особенности, черты характера?
«Делаю ставку на дисциплину»: актриса Екатерина Молоховская — о преподавателях, подростках и психологии
— Он педант. Старается всегда быть одетым с иголочки — даже дома носит халат и галстук. И еще он очень порядочный, верный человек. Я думаю, что Плевако так дорожит своим помощником как раз потому, что он искренний, добрый, преданный. Николай Федорович (Плевако. — «ВМ») иногда подтрунивает над Шубнинским, но не сомневается, что в будущем тот станет хорошим адвокатом.
— А есть ли какая-то особенность речи у адвокатов?
— Это более возвышенный слог. В речи больше достоинства. Например, я говорю: «С вашего позволения». Просто это красиво, и слова очень приятно произносить. Но есть сцена, когда Плевако и Шубнинский читают письмо, в котором нас склоняют на разные лады. Режиссер Анна Матисон нашла такие колоритные слова, как рахубники, визгопряхи, куелды (устаревшие русские ругательства. — «ВМ»). И это разительно контрастировало с нашей речью.
КОРОТКО О ГЛАВНОМ
— Каким был ваш самый запоминающийся съемочный день?
— Хорошо помню первую смену в сериале «Плевако». Там была сложная локация — морг в темном подвале. Мне нужно было туда не только войти со своими репликами, но и сыграть, что персонаж ощущает неприятные запахи, видит кровь, грязь, и это доставляет ему, начинающему адвокату, жуткий дискомфорт. Времени оставалось мало, все торопились, и я чувствовал на себе большую ответственность — шанса на ошибку не было.
— Как вы готовитесь к ролям?
— Каждый раз по-разному. Например, в случае со спектаклем «Последнее лето» была возможность съездить на место событий — в Репино.
В кино обычно все стремительнее — бывают читки текста, но чаще сцены разбираются и репетируются непосредственно перед съемкой.
— Почему решили стать актером?
— В школе я ходил в кружок народного пения, потом занимался в Детском эстрадном театре «Коломбина». Там тоже пел, занимался степом (разновидность аэробики. — «ВМ»), потом попал в детскую труппу мюзикла «Норд-Ост».
Я не планировал ничего особенного, просто прошел кастинг. А после мюзикла был Музыкальный театр юного актера, оттуда уже прямая дорога в Школу-студию МХАТ.
— Расскажите, в чем заключается различие между работой артиста в театре и в кино.
— В театре есть возможность более детальной работы над ролью: так называемый застольный период, репетиции, потом ты непосредственно чувствуешь реакцию зрителей. А у кино своя специфика — ты должен приходить на площадку уже со своими наработками, быстро адаптировать их под требования режиссера, чувствовать свет, кадр, работать более тонко, потому что камера приближает тебя к зрителю так, как никогда не бывает на сцене…
ДОСЬЕ
Олег Савцов родился 10 ноября 1987 года в Москве. В начале 2000-х годов сыграл роль главаря беспризорников в мюзикле «Норд-Ост». В 2008 году поступил в труппу Театра МХТ имени Чехова и проработал в нем девять лет. В 2017 году принят в Театр Наций, где работает и сейчас.