Театр «Россия». Церемония открытия 46-го Московского международного кинофестиваля. Президент ММКФ Никита Михалков (справа) приветствует председателя жюри основного конкурса Фридрика Тора Фридрикссона / Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Смотреть во все стороны: чем удивил зрителей Московский международный кинофестиваль

Общество

26 апреля завершился 46-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ), один из старейших мировых киносмотров. Впервые подобное событие провели в 1935 году, а с 1959 года фестиваль стал регулярным. На этот раз во всех программах, включая параллельно проходящий фестиваль стран БРИКС, показали порядка 250 фильмов более чем из 50 стран мира. Вспоминаем, как прошла фестивальная неделя, и рассуждаем, какое лицо у современного кинематографа.

Пока свои позиции уверенно отстаивает тепло, в столицу пришел праздник кино. С утра и до вечера в залах кинотеатров «Октябрь», «Художественный», «Иллюзион», «Поклонка» и некоторых других сети «Москино» показывали фильмы на любой вкус, под любой запрос, так или иначе цепляющие и будоражащие. Представить свои работы и посмотреть чужие в этом году приехали 129 гостей, что на одного больше, чем в прошлом. Об этом перед открытием заявил президент фестиваля Никита Михалков.

— Люди, которые к нам приехали, — художники, верящие в то, что правы. И это принципиально. Когда человек уверен, что кто-то прав, и идет к нему, потому что с ним согласен, — это нормально. Этого мы и добиваемся, и заслуживаем. Таких людей достаточно. Но не у всех хватает смелости. Кто-то боится, что понятно, хоть ужасно, что им страшно, — отметил Никита Сергеевич. — Московский фестиваль никогда не был ангажирован, тут никогда никому не говорили, кого «надо» награждать. Качество нашего кинофестиваля на сегодняшний день отличается от остальных больших фестивалей: все они стали колониальными, а мы — нет.

В этом году впервые фильм-открытие смогли увидеть не только участники церемонии, но и обычные зрители. Им стала лента «Открытое небо», полнометражный дебют режиссеров Марианы и Сантьяго Арриага. Сценарий к картине написал их отец Гильермо Арриага, чьи работы многократно номинировались на крупнейшие кинопремии мира. В ленте звучит музыка композитора Людовико Эйнауди.

Лаконичная и пронзительная драма совместного производства Испании, Мексики и Аргентины начинается как история мести, развивается как роуд-муви и перетекает в притчу на тему взросления и возможности прощения.

В основной конкурс 46-го ММКФ вошли 10 картин из 11 стран, часть — совместного производства. Возглавил жюри этого конкурса исландский режиссер Фридрик Тор Фридрикссон, снявший «Ангелов вселенной», «Остров дьявола» и множество других картин, продюсировавший «Танцующую в темноте» Ларса фон Триера. Вместе с ним решали судьбу картин сербский актер Радош Баич, турецкий режиссер Хусейн Карабей, продюсер из Казахстана Гульнара Сарсенова, режиссер Игорь Волошин и актриса Елена Лядова из России.

Нашу страну представила картина Ивана Соснина «Пришелец», жанр которой на съемках создатели назвали как «русский народный сай-фай».

Интересна она тем, как собирался этот пазл: молодой режиссер Иван Соснин, зарекомендовавший себя короткометражными работами, снимавший клипы про космос, минимальный бюджет небольшой уральской студии, необычный дом «из мусора» в селе Мурзинка, девочка с инопланетной внешностью (Алена Мирошникова), яркий актерский состав и большое желание сделать живое кино. По сюжету местные считают деревенского парня Лешу (Максим Стоянов) «не от мира сего», а он сам никому зла не делает, но все ждет, когда же отзовутся инопланетяне, вероятно, забравшие когда-то его маму.

— Леша, с одной стороны, юродивый, но с другой — самый цельный, внятный и адекватный человек среди всех, кто его окружает, — рассуждает о своем персонаже Максим Стоянов. — А еще в нем есть безграничный свет добра.

В картине много снега, надрывной нежности и зачерствевших за ненадобностью сердец. Рекомендуем как пример малобюджетной, но любопытной фантастики.

Среди прочих лент мы остановили внимание на фильме «21 рубин» румынского православного священника и режиссера Чиприана Мега, чья картина «Глас вопиющего в пустыне» в 2022 году получила награду ММКФ за лучшую мужскую роль (Костел Каскавал). Новая картина затрагивает ряд острых общественно-политических проблем: коррупция, злоупотребления церковных властей, покровительство как давление со стороны заморских партнеров. Название связано с часами, которые дарит отец сыну, перед тем как отправить его во взрослую жизнь: теми, которые так легко утратить, но так важно сберечь как символ традиций. И грустно, что из-за участия в фестивале у режиссера возникли проблемы с прокатом на родине, в Румынии.

— Мы преодолели страх: у нас в стране кипят страсти. Ажиотаж начался после того, как власти узнали, что мы приехали в Москву, и усилился после пресс-конференции, — отметил Чиприан Мега. — Одно из очень влиятельных изданий Румынии написало, что «Чиприан Мега прошел по «красной кровавой дорожке». Но мы не рады такому вниманию, ведь в эту страну нам предстоит вернуться.

Чиприан Мега подчеркнул, что приехал на фестиваль не как режиссер-дебютант, но как человек с большим опытом. Любопытно, что, когда смотришь произведения кинематографа других стран, словно отправляешься в путешествие в мир, где такие же, как ты, люди воспринимают реальность по другим правилам, через призму иного культурного кода.

В конкурсе документального кино в 2024 году на Московском кинофестивале было представлено восемь лент из восьми стран, в том числе и совместного производства. Темы, которым посвящено неигровое кино, разные: от жизни 70-летней китаянки, которая ищет любовь («Мэй»), до борьбы с выгоранием группы NILETTO («Нелюбимка»). Расскажем, какие привлекли нас.

Лента «Ладья» режиссера Сэма Калантари — попытка погрузиться в сознание художника, в мир снов, образов и рутины иранского живописца Али Акбара Садеги, который занимался и кино, и поэзией. Это исследование особенно интересует его детей. Они стремятся понять внутренний мир отца. В кадре: взаимоотношения художника с его любимой женой, работа над новой картиной, галерея из созданных ранее полотен и рисунков, визуализация видений творца, которые приходят по ночам, воссозданных с помощью компьютерной графики.

— Мы стремились понять, что происходит в голове у художника, не только у моего отца, — поделился один из сыновей героя ленты, продюсер Араш Садеги Лавасаниния. — Хотели продолжить эту серию фильмов уже с другими художниками. Но первым таким человеком оказался отец. И он нам сказал, что нет смысла искать ответа на этот вопрос, потому что невозможно понять, что происходит в голове у другого: «Чужая душа — потемки».

Любопытно и противопоставление, которое всплывает в ленте: художник работает над весьма жестоким произведением искусства, при этом будучи очень добрым по сути человеком. В памяти осталась мысль: делает он это потому, что в таких образах те, кто смотрит, могут почувствовать отголоски своей боли и легче пережить ее, узнать родственные эмоции и не выносить их в мир. Пожалуй, это самое фантастическое документальное кино, ведь оно погружает зрителя даже в сны героя, которые смешиваются с реальностью.

Особое внимание хочется уделить документальному фильму «Я иду домой» Владислава Рыткова. Это предельно искренняя и честная лента о том, что происходит на территории, где идет СВО. Важно упомянуть: Владислав Рытков — режиссер игрового кино, выпускник мастерской Владимира Хотиненко и Владимира Фенченко во ВГИКе. В этой ленте есть все, что делает документалку произведением искусства: и художественный образ, и достоверность кадров, и рассказы очевидцев, и лица-лица-лица. Причем нет ни грамма манипуляций, только изложение истории, увиденной глазами кинематографистов. После просмотра этого фильма что-то внутри меняется: становится чище и яснее, и взгляд в зеркале — глубже.

О том, насколько масштабная работа проделана, можно судить по количеству материала. Лента длится час, притом что за сутки набиралось около 15 часов съемки, то есть по 3–4 часа с камеры, а командировка длилась 36 дней. И ни одного постановочного кадра. К слову, снимал ленту тоже оператор игрового кино.

— После нахождения там все меняется. Меняется отношение к жизни, мелочам, и с профессиональной точки зрения были изменения, потому что документалистика и игровое кино — это две абсолютно разные плоскости, — поделился кинооператор Станислав Амбарцумов. — Первое, что мы ощутили, по прибытии в Москву, — это то, что там все настоящее, а здесь все фикция.

Все люди, которые ходят, тут как будто играют какую-то роль, погруженные в свои мысли, а там настоящее человеческое отношение...

Сюжет документального фильма выстроен вокруг заместителя командира разведвзвода, у которого в 2014 году на Украине убили отца и сына. И человек бросил все — хорошую работу, друзей — и уехал воевать, но не чтобы мстить, а чтобы защитить тех, кого еще можно спасти. В 2023 году он освобождает Артемовск, выводя стариков, женщин и детей из-под обстрелов.

Национальный конкурс «Русские премьеры» проходит в третий раз. Впервые он появился тут в 2022 году. На ММКФ-46 председателем жюри этой программы выступил продюсер Александр Акопов, с ним судьбу награды решали актриса Татьяна Лютаева и режиссер Андрей Зайцев. В «русских премьерах» показали семь лент.

Слева Серафима Крамер (Татьяна) и Ангелина Шалагина (Ольга) / Кадр из фильма «Евгений Телегин», 2024 год

Одна из них — «Евгений Телегин», режиссером которой стал художник Виктор Тихомиров, один из организаторов творческого объединения «Митьки». Он же и автор сценария ленты, как и одноименной книги, написанной по сюжету «Евгения Онегина». Главную мужскую роль в фильме сыграл актер Евгений Ткачук. Картина словно оживляет художественные полотна, погружая зрителей в их локации и атмосферу. Кино балансирует на грани русских народных сказок, опираясь на нашу классику, все это щедро приправлено доброй иронией и воспоминаниями о советской действительности, отзеркаливающей наши дни. Это — аудиовизуальный восторг на протяжении более двух с половиной часов.

— Меня потрясла смелость Виктора Ивановича, который взялся за мой любимый роман — таким вот художественно-хирургическим путем, — поделилась с прессой актриса Любовь Толкалина. — Мне кажется, в этом фильме родился какой-то новый киноязык. Если бы Сергей Александрович Соловьев сейчас здесь был, он, наверное, оценил бы эту картину, потому что есть в ней какое-то бесконечное продолжение снов Бананана. Открытие направления, которое документалист Сергей Дебижев охарактеризовал новой русской искренностью. Русский неоромантизм.

Если не стараться избегать громких слов, то это кино вскрывает русский культурный код.

Другая лента из программы, «Семь черных бумаг» режиссера Анатолия Колиева, выйдет в прокат уже 9 мая. Этот фильм снят на Кавказе, в Северной Осетии, и говорят в нем на осетинском языке с переводом на русский. Действие происходит в 1942 году. В высокогорном селе мать с двумя сыновьями ждет с фронта отца. Мальчики замечают, как тяжело переживают горе их односельчане, в чей дом приносят похоронки, и уговаривают своего ровесника — почтальона прятать бумаги до конца войны.

— История, которая легла в основу нашего фильма, отчасти основана на истории моего дедушки, — отмечает режиссер Анатолий Колиев. — В Республике Осетия особое отношение к событиям Великой Отечественной войны.

У нас есть монумент, где написаны 300– 400 имен участников тех событий, единицы из которых только вернулись домой.

Этот фильм без боевых сцен, очень поэтичный — он связывает реальность молодой семьи со сказаниями предков, превращает горе в красоту и оставляет надежду на чудо.

Также в программе можно было увидеть новую ленту Романа Михайлова «Надо снимать фильмы о любви». Кино про то, как группа снимает авторскую ленту в Индии.

— Когда снимаешься в кино, делаешь дубли. Почему? Потому что ты совершаешь ошибки. Ждешь, когда режиссер поправит. Со временем у актера формируется страх этих ошибок, — делится наблюдениями актер Марк Эйдельштейн. — А после фильма, который мы сделали с командой в Индии, ко мне вдруг пришло осознание, что ошибка — это самое крутое, что с тобой может случиться и что можно запечатлеть в кино. Я теперь знаю, как классно можно работать с ошибкой, как много в этом жизни, правды, тонкости. Это — творчество.

Также в программе «Русские премьеры» показали подростковую историю про то, как справляться со школьной травлей, — «Хуже всех» Саши Кармаевой, размышление о том, как обман ради внимания может испортить жизни в «Лгунье» Юлии Трофимовой, собрание разных историй встреч и расставаний «Мужчина и женщина» Владимира Котта, сомнения в непростом выборе матери в ленте «Невада» Анны Тюриной и Матиаса Мусы.

В конкурсе короткометражного кино на ММКФ-46 участвовало 18 лент из разных стран. А еще в рамках ММКФ проходил фестиваль стран БРИКС. В его конкурсной программе показали семь лент. Награду «Лучший фильм» и «Лучший режиссер» присудили ленте «Жокей пустыни» Абу Бакра Шоки (Саудовская Аравия, Египет и Иордания). Приз за «Лучшую женскую роль» достался Ране Хаттаб за картину «Крысиная дыра» Моххамеда Эль-Саммана (Египет), за «Лучшую мужскую роль» — Александру Яценко, сыгравшему в фильме «Ненормальный» Ильи Маланина (Россия). Жюри возглавлял режиссер и сценарист Алексей Пиманов.

Что касается завершающего аккорда ММКФ-46, то фильмом закрытия стал «Майор Гром: Игра», Олега Трофима. Лента выйдет в прокат в конце мая. А пока, можем сказать, что кино получилось — в нем есть эксперименты с поиском оригинального злодея, вещественные доказательства умелых постановок экшен-сцен, стилистика подачи как в комиксе, точечные вкрапления серьезных этических вопросов. Кино-аттракцион наверняка соберет полные залы.

Прощаемся с 46-м ММКФ.

ЦИФРА

29 внеконкурсных программ, включая 9 шот-сетов и 6 ретроспектив, показали на ММКФ в 2024 году.

ТОП–5

Внеконкурсные программы на любой вкус:

  • Эпизод первый. Движение. Новая надежда
  • Дариуш Мехрджуи: поэзия реальной жизни
  • Первые варианты. Из архивов Госфильмофонда
  • От ВГИКа до «Мосфильма»
  • Русский след
  • Арт-кор
  • Свободная мысль. Программа документального кино
  • Дикие ночи
  • Первая серия
  • Взрослым о детях
  • Мультвселенная
  • Блокбастеры народов мира
  • Рецепт успеха
  • Ешь, пей, люби, мечтай
  • Шот-сет (9 подборок короткометражек)
  • и другие.

amp-next-page separator