Осторожно, вас снимают
Россияне стали чаще публиковать свои фото в социальных сетях. Снимки делает практически каждый посетитель выставки, случайный прохожий на улице, покупатели в магазинах и гости в ресторанах. Причем подобным увлечены не только молодые ребята, но и старшее поколение. Вместе с психологами и другими экспертами «Вечерняя Москва» разбиралась, с чем может быть связана такая тенденция и есть ли опасность в этом тренде.
Лишь хотим сохранить приятные моменты
Ирина Ним, психолог:
— Мы живем в цифровую эпоху с огромным потоком информации. Все в мире меняется невероятно быстро. И многие, чтобы запомнить приятные моменты своей жизни, делают фотографии. Кроме того, обмен картинками — это современный способ коммуникации. Мало у кого сейчас нет смартфона с хорошей камерой и доступным интернетом. Социальные сети позволяют людям общаться дистанционно в любое время. По фотографиям, которые пользователи размещают на своих страницах, можно понять, что делает, например, твой друг, с которым вы давно не общаетесь, что ест, где и с кем находится.
В водовороте событий, рабочих задач порой бывает трудно выделить время на простой разговор или встречу. Фотографии — один из способов рассказать о себе без слов. Тем более что сделать снимок можно за доли секунды.
Кстати, фотографировать себя и все вокруг — один из способов самовыражения и демонстрации себя. Конечно, такое поведение может раздражать тех, кто на такое не способен из-за внутреннего страха, стыда или комплексов. Некоторые могут прятаться за имиджем, созданным в социальных сетях. Другие же пытаются мотивировать людей, показывая свою роскошную жизнь, давая советы и указывая на то, что нужно делать. Одним нравится демонстрировать себя, а другим — наблюдать за ними. Кто-то занят собой, а кто-то, чтобы не заниматься своей жизнью, предпочитает интересоваться чужой.
Фотографироваться и красоваться в соцсетях личное дело каждого. Докучает ли это окружающим? Скорее, подобное поведение прохожих может пугать более старшее поколение, которое в свое время было под большим давлением общественности, где все были уравнены, соседи писали друг на друга доносы, в связи с чем постоянно была угроза попасть в тюрьму или потерять имущество. Выставлять личную жизнь напоказ было не принято, ведь нужно быть скромнее!
Поэтому более старшее поколение либо из стыда, либо из страха часто отрицательно относится к этой современной моде. Современные же люди стали свободнее выражать себя, а значит, чувствуют себя безопасно и защищенно. Они расширяют свои знания и круг общения за счет виртуального контакта с жителями любой точки мира. И информация о новых выставках, например, быстрее распространяется благодаря личным фото.
Но конечно, как и в любом разумном деле, нужно соблюдать грань, чтобы не впасть в зависимость от лайков, чтобы в погоне за контентом не переставать жить в реальности.
Интернет переполнен мусорными карточками
Михаил Коробко, историк:
— Мир поменялся. Поход к фотографу превратился из некоего ритуала, события в обычное, даже обременяющее дело. Раньше фотоаппараты были не у всех. Лимит в количестве пленки, наличии батареек заставлял хорошенько подумать, прежде чем нажать на кнопку. Каждый кадр был ценен.
Теперь же именно из-за того, что у всех под рукой телефоны с хорошими камерами, мы имеем огромное количество совершенно никому не нужных, мусорных, бесполезных фотографий. Некоторые снимки абсолютно безумны, раньше бы их никто и не подумал сделать. Следовательно, появилось и неизмеримое число «непризнанных гениев» фотографии. Все то же самое касается и селфи, так называемых себяшек. Первая фототехника в начале XX века также позволяла делать такие снимки: существовала проводная кнопка затвора, таймер. Но нужно было обладать навыками: правильно направить объектив, выбрать композицию, успеть вовремя встать в кадр. А современные камеры максимально упрощают этот процесс. Ничего не нужно, кроме телефона. То же можно сказать не только о создании кадров, но и об их обработке. Ретушь была раньше уделом крупных изданий, агентств, СМИ. Теперь в силу развития программного обеспечения изменения кадров приняли небывалый размах. Есть множество программ, которые переодевают человека, рисуют другие черты лица. И еще есть нейросети, которые создают очень реалистичные картинки. Никогда нельзя быть уверенным в том, что перед нами оригинальный материал. Благодаря технологиям на снимке может быть все что угодно.
И хранятся все наши фотографии буквально везде. Даже если их не публиковать в интернете, они сгружаются в облачные хранилища. И при большом желании кто-то может получить к ним доступ.
Вообще, все фото стали доступнее. Раньше, например, музей, бережно хранящий фотоснимки европейских зданий, был очень востребован и лишь иногда открывал выставки или давал доступ по запросу учреждений. Ведь только там можно было увидеть архитектурные достопримечательности. А сейчас кто угодно может слетать в Париж, пощелкать на телефон и отправить файлы кому угодно. Следовательно, эти процессы снизили ценность музейных архивных снимков.
Не стоит бездумно нажимать на кнопку
Елизавета Сирота, руководитель SMM-направления:
— На сегодняшний день фотография стала неотъемлемой частью нашего общения и самовыражения. Музеи и выставки как культурные центры тоже подверглись этому влиянию.
Фотографии в музеях и на выставках — это не просто мода или попытка следовать трендам. Это возможность поделиться своими впечатлениями и опытом с другими. Например, так делают блогеры-обзорщики. Когда молодые люди и представители старшего поколения делают снимки и публикуют их в соцсетях, они популяризируют культуру и искусство среди своих подписчиков. Это создает дополнительный интерес и мотивацию для посещения таких мест. С точки зрения контент-стратегии, публикации из музеев и c выставок могут быть весьма полезны. Они разнообразят ленты пользователей, внося в них элементы культурного и эстетического содержания. Встречаются случаи, когда лучшие фотографии посетителей организации публикуют и в своих официальных социальных сетях. И гостю приятно, и у музея есть новый контент.
Что касается смысла посещения музеев, то фотографирование не должно его обесценивать. Наоборот, если процесс съемки сопровождается вниманием к экспонатам и желанием узнать больше, то это только усиливает образовательный аспект визита. Музеи и выставки — это же пространство для размышлений и получения знаний, и фотографии должны быть дополнением к этому опыту, а не его заменой.
Однако постоянное фотографирование может приводить к тому, что человек начинает воспринимать происходящее вокруг поверхностно. Вместо того чтобы погружаться в процесс и наслаждаться моментом, его внимание смещается на создание «идеального кадра». И такой подход может иметь негативные последствия. Когда основное внимание уделяется тому, чтобы что-то сфотографировать и разместить в социальных сетях, человек может упускать важные аспекты личного опыта и эмоций. Например, вместо того чтобы наслаждаться произведением искусства в музее, человек сосредотачивается на его фотографировании.
Поэтому если блогер создает контент, он должен соблюдать определенную грань. Например, делать фотографии для того, чтобы поделиться интересной информацией, которая может быть полезной и познавательной для аудитории. Но без лишнего фанатизма! И еще — в моменте надо быть внимательным к другим посетителям музея. Не занимать много времени на одно место, не использовать вспышку, если это запрещено, и стараться не создавать помех другим.
Слепая погоня за красотой приводит к деградации
Ирина Крохмаль, социолог:
— Совсем недавно благодаря научно-техническому прогрессу появилась возможность фотографировать себя самому. Когда обезьяна учится разбивать орех камнем, а не грызть его, это, конечно, шаг вперед. Но в чем эволюционный смысл селфи? Цель, обычно, одна — сделать красивый, стильный снимок. Фильтры лишают образ человека естественности. Ведь можно не просто убрать прыщики, но и, например, увеличить глаза, уменьшить нос. Это не что иное, как создание иллюзии для соответствия некоторым стандартам. Конечно, это наносит вред.
Постепенно, к сожалению, этот тренд захватил и школы. Дети склонны в небольших группах насмехаться, устраивать травлю за непохожесть на остальных.
Размещение личных фото в социальных сетях только добавило масло в огонь. Если речь заходит об интимных фото, то ситуация может доходить и до шантажа. Погоня за телесной красотой, таким образом, выглядит как чудовищное кощунство. Маниакальная зацикленность на внешности говорит о деградации общества, желании компенсировать духовную пустоту. Сейчас даже старушки стремятся поставить себе брекеты, чтобы выпрямить зубы. А молодые женщины около 40 лет бегут колоть ботокс и делать подтяжку лица. Смартфоны приблизили эти ориентиры к обывателю, и ему ничего не остается, кроме как подстраивать себя под образ, который он видит на экране. Интернет-зависимость еще страшнее, чем алкоголизм и наркомания, люди от этого буквально отупели. Эксперименты уже доказали, что постоянное использование смартфонов ухудшают когнитивные качества мозга. Некоторые могут сказать, что развитие селфи полезно для экономики: ведь блогеры могут продвигать товары только с помощью собственного лица. Но наши предки жили гармонично и без возможности сфотографировать себя, обладая необходимыми средствами для достижения любых целей. Они развивались и духовно, и материально. Красивые люди и тогда тоже существовали, но в обществе была человечность. А сейчас, можно сказать, что мы достигли дна, потеряв базу, в том числе и уважение к другому, вне зависимости от его внешности. Люди воспринимают эти идеи цифрового средневековья, которые заставляют гнаться за ложными стандартами и забывать традиционные ценности. Вместо этого мы должны показывать то, как обрести честь и совесть, если они были утеряны или если их с детства не было.
Фотовспышка только портит картины
Екатерина Свергун, культуролог:
— В XXI веке снимать что-то на телефон или фотокамеру стало обычным делом. Появились блогеры, которые записывают на камеру всю свою жизнь, и для нас это стало уже нормой. Так почему же до сих пор во многих музеях строго говорят о том, что фотографировать нельзя? Все очень просто. Яркий свет или же вспышка фотокамеры портят картины в галереях, и даже то, что они находятся за стеклом, их не спасает. Так недавно случилось и в Париже. Известную картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза» перенесли из маленького пространства в более просторное, потому что она ежедневно собирала вокруг себя толпы людей, которые ее фотографировали. Если сейчас резко запретить ее снимать, то общественность всколыхнется. Но мы понимаем, что большое пространство ей выделили не для удобства посетителей, а в первую очередь для того, чтобы картина не разрушилась в течение ближайшей пары лет.
Многие посетители не задумываются и используют вспышку, которая может вызвать выцветание краски на картинах и даже повредить текстуру холста. Съемка на телефон также вредна для таких работ, потому что аппаратура излучает лишний свет. Внимание посетителей, которые сфокусированы на фотографировании, может быть отвлечено от самого процесса анализа и погружения в мир искусства.
Более того, если слишком много людей снимают то или иное произведение искусства, то это может создать столпотворение, а это в свою очередь приведет к проблемам, которые будет решать персонал. Я считаю, что вместо того чтобы сфокусироваться на создании собственного архива фотографий, посетители музеев должны сконцентрироваться на восприятии и понимании искусства, наслаждаться каждым экспонатом и погружаться в его историю и значение. Это позволит им полностью погрузиться в атмосферу музея и получить максимальное удовольствие от посещения. Соблюдение правил и рекомендаций музея по фотографированию способствует уважению к культурному наследию и сохранению его ценности. В целом запрет на фотографирование в музеях помогает сохранить уникальные и ценные экспонаты для будущих поколений.