Репетиционная база оркестра находилась в Большом зале филармонии. / Фото: «Вечерняя Москва»

Трубачи. Под звуки марша бойцы выходили на улицы столицы

Общество

В рядах народных ополченцев павшей здесь 6-й дивизии сражался и Государственный духовой оркестр Союза ССР. Его музыканты погибли в вяземских лесах безымянными героями. Вместе с ними исчез оркестр из культурной и исторической памяти.

Ровно год назад «Вечерка» начала рассказ об этом удивительном коллективе («Акция «ВМ»: Ищем пропавший оркестр», статья «Трубачи» «ВМ» 27.10–2.11.11, «ВМ» 3–9. 11.11, «ВМ»10–17.11.11). С гибелью его артистов на 30 лет в нашей стране исчезло само понятие «государственный духовой оркестр».

В 1970 году советский военный дирижер и композитор, генерал-майор Иван Петров, создал Государственный духовой оркестр РСФСР (теперь — России). Официальная история главного духового оркестра нашей страны насчитывает всего 42 года. Хотя на самом деле он должен праздновать свое 75-летие, так же как в прошлом году отпраздновал эту дату государственный симфонический оркестр, который, к счастью, пережил войну. Юбилей первого государственного духового оркестра страны мы отметим серией публикаций новых, прежде неизвестных сведений об этом не только героическом, но и удивительном музыкальном коллективе.

Благодаря огромной работе ведущего специалиста Главного архивного управления города Москвы Валерия Богданова, в нашем распоряжении оказались архивные документы, свидетельствующие о непростой жизни и страшной гибели этого коллектива. Валерий Викторович — архивист, журналист, специализируется на белых пятнах истории. С радостью передаю ему слово. Теперь неизвестную правду об оркестре расскажут документы.

Долгое рождение

Точную дату создания Государственного духового оркестра Союза ССР назвать невозможно. Известно из приказа Всесоюзного Комитета по делам искусств при СНК СССР от 28 января 1937 года, что «тов. Блажевич В. М.» был назначен задним числом художественным руководителем Государственного духового оркестра СССР с 1 января 1937 года с окладом в 1500 рублей.

Уже в июле 1937 года в газете «Советское искусство» была опубликована статья С. Скуридина «Государственный духовой оркестр Союза ССР».

Автор характеризует его как «призванный служить образцом для всех наших многочисленных духовых коллективов». Однако в «Объяснительной записке к годовому отчету государственных музыкальных коллективов за 1937 год» (РГАЛИ) отмечается, что ГосДух находится «в стадии формирования».

«Развитие Государственного духового оркестра протекало бы интенсивнее, но отсутствие своего репетиционного помещения замедляет ход накопления репертуара» — находим ответ на причину долгого создания. Тормозило работу «отсутствие средств на своевременную пошивку костюмов и приобретение инструментов».

Расцвет

В 1937 году оркестру было установлено 18 выступлений в месяц при оплате 2000 рублей за каждый концерт. И он выступал практически на всех площадках столицы: в Большом и Малом залах Московской государственной консерватории, концертном зале Дома ученых, Колонном зале Дома Союзов. 18 мая ГосДух открывал в ЦПКиО имени Горького «летний сезон в парках культуры и отдыха».

В репертуаре была не только духовая музыка, но и переложения симфонических произведений. 15 марта 1938 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся концерт ГосДуха, открывший декаду русской классической музыки. Критики отмечали «ценное начинание» набирающего вес духового оркестра, который «включает в свои программы крупные симфонические произведения».

Травля

Вместе с успехом начались и нападки на художественного руководителя коллектива. Заместитель директора Государственных музыкальных коллективов Б. Владимирский, критикуя оркестр, заявил, что тот «не был связан с советскими композиторами, не подготовил большого репертуара. При составлении репертуарного плана оркестра не учитывался тот факт, что не все произведения, написанные для симфонического оркестра, могут быть переложены для духового оркестра…» Критик упустил тот факт, что оркестр уже давно работал бесплатно. К концу 1938 года сумма долга «рабочим и служащим» духового оркестра, включая таких приглашенных именитых солистов, как Никита Козловский и Валерия Барсова, составила 290 тысяч 843 рубля! Из чего делаем вывод, что проблемы коллективу создавал этот самый критик — вышестоящий начальник ГДО Б. Владимирский.

Как выжили Блажевича

Мы находим документальное подтверждение предположению, сделанному в самом начале расследования об оркестре. С 1939 года коллектив вступил в черную полосу, которая закончилась в итоге гибелью музыкантов.

По сути, как оркестр Блажевича они погибли с его уходом. В архивных документах и литературе в период с 1939 по 1941 год фактически отсутствуют сведения о деятельности ГосДуха.

Ситуацию проясняет Соглашение Комитета по делам искусств и ЦК профсоюза Рабис (работников искусства) об условиях труда работников государственных музыкальных коллективов, заключенное 10 сентября 1939 года. Оно устанавливало учет «их репетиционных работ и концертных выступлений и урегулирование времени отдыха в коллективах».

Это переполнило чашу терпения Владислава Михайловича. Он перешел в Московскую государственную консерваторию в качестве заведующего кафедрой тромбона и ударных инструментов.

За опоздание – суд и общественные работы

С 1940 года дисциплина была ужесточена. За 20-минутное опоздание — суд, заканчивающийся трехмесячными «общественными работами» с 25-процентным отчислением (изъятием) зарплаты на государственные нужды. Были введены в жизнь музыкантов «лимиты», «нормы», «тарифы» и прочие «инновации».

Оркестр охватила кадровая лихорадка. За предвоенный 1940-й из оркестра уволено 44 исполнителя и 6 человек из разряда «прочих». В том же году в музколлектив принято: исполнителей — 35, прочих — 6 человек.

13 человек ушли по личному желанию, 19 были уволены за прогулы и нарушение трудовой дисциплины, 5 — за несоответствие должности.

Четверо были переведены в другие коллективы и 7 человек призваны в РККА. По данным «Отчета о деятельности Государственных музыкальных коллективов СССР», на январь 1941 года в ГосДухе числилось 69 штатных работников, в том числе 61 исполнитель. Таким образом, мы приходим к выводу, что в дивизию народного ополчения оркестр ушел в составе 60 человек.

Эстафетная дирижерская палочка

После ухода Владислава Михайловича его дирижерская палочка перешла ко второму дирижеру оркестра, занимающему также должность заместителя художественного руководителя — Б. П. Мошкову (1903–1968), он руководил коллективом до 1940 года. После него недолгое время коллективом руководил заслуженный артист РСФСР В. Л. Кубацкий.

С марта 1940 года «постоянным» худруком — «вместо работавшего по совместительству Н. С. Голованова» — стал Л. Н. Чебученко. Тот самый «злодей», с которым собирался «разобраться после войны» кларнетист Константин Хомицкий, писавший жене с рубежей Москвы о каком-то подлом предательстве. Биографические сведения о Чебученко скудны: по свидетельству жен и детей музыкантов, он находился под Ельней в ополчении, но затем его следы обрываются.

Записались на фронт музыкантами

С первых дней Великой Отечественной войны Государственный духовой оркестр давал концерты на призывных пунктах столицы, выступал в парках, на вокзалах, провожая людей на фронт.

Наши музыканты, проводив на войну не одну дивизию, сами в начале июля 1941 года записались в отряд народного ополчения. Как они оказались в 6-й дивизии? На той же волне единого патриотического порыва. Репетиционная база оркестра тогда находилась в центре города, в Большом зале филармонии. Это был Дзержинский район города, где и формировалась 6-я дивизия. Они вступили в ополчение как музыканты, чтобы на фронте поддерживать музыкой защитников столицы.

Оркестр-ополченец

До сих пор не обнаружен список оркестрантов-ополченцев. Это значительно усложняет поиск. Свидетельство о вступлении оркестра в ряды народного ополчения находим в газете «Красная звезда» от 13 июля 1941 года, где рассказывается о первом смотре ополченцев 6-й дивизии, который состоялся 7 июля. «Бойцы народного ополчения замирают в стройных рядах. Блестят на солнце трубы оркестра — их принесли с собой музыканты-ополченцы.

Под звуки марша бойцы народного ополчения выходят на улицы столицы…» Этот факт говорит о том, что с самого начала формирования добровольческой дивизии музыканты влились в ряды ополченцев в качестве духового оркестра. Как «ВМ» уже писала, по воспоминаниям детей музыкантов, уходили музыканты от Цирка на Цветном бульваре. Их инструменты погрузили в отдельную машину.

Продолжение следует…

ФАКТЫ

Оркестр много гастролировал. В 1938 году музыканты дали 11 выступлений в концертных залах, 45 — в клубах, 21 — в парке, на Всесоюзном радио — 9, и 17 раз съездили на гастроли, тем самым вчетверо перекрыв гастрольный план.

В 1939 году с 3 мая по 15 июля дали 30 концертов на просторах Урала, Кузбасса, Сибири, Дальнего Востока — в Перми, Свердловске, Челябинске, Омске, Новосибирске, Кемерове, Сталинске, Ленинске-Кузнецком, Прокопьевске, Красноярске, Иркутске, УланУдэ, Чите, Свободном, Благовещенске, Хабаровске, во Владивостоке, в Комсомольскена-Амуре и Биробиджане.

Уходят дети музыкантов...

К огромной скорби, мы понесли потери. В ноябре 2011 года не стало сына музыканта — тубиста Дмитрия Григорьевича Ромашкова — Дмитрия Ромашкова-младшего, который почти тридцать лет искал правду об оркестре, в котором работал его отец.

Именно благодаря его настойчивости удалось вернуть этот коллектив в культурную и героическую историю нашей страны. В июле этого года не стало средней дочки кларнетиста Константина Хомицкого — Ларисы Константиновны, которая со своей старшей сестрой Людмилой очень помогли нам в расследовании. Наверное, они там уже все узнали.

Продолжение следует...

amp-next-page separator