Финансовый аналитик Извольский назвал сферу, в которой будут расти спрос и зарплата
Выбор профессии во все времена был непростым делом, но сегодня подростки и их родители могут ориентироваться на реальные потребности отечественной экономики.
Сервис по поиску работы Superjob. ru провел опрос родителей: «Вы бы ни за что не хотели, чтобы ваш ребенок стал... (пожалуйста, напишите самые неприемлемые профессии для вашего ребенка/детей)». В число самых неприемлемых, по версии московских мам и пап, вошли дворник, кассир, уборщик, разнорабочий, охранник, водитель, официант, курьер.
— Логично. Люди назвали профессии, где работа не требует высокой квалификации и при этом, как правило, плохо оплачивается. Плюс практически исключает карьерный рост, — пояснил кандидат социологических наук преподаватель МГУ Виталий Караев. — В Москве, обратите внимание, в перечисленных профессиях задействованы в основном либо мигранты, либо жители регионов, работающие вахтовым методом.
Инженеры и техники
Кем же хотят видеть родители своих детей? Согласно другому опросу этого же портала, среди абитуриентов вузов самое популярное направление в 2024 году — информационные технологии: стать программистами или ИТ–специалистами собираются дети 26 процентов опрошенных. На втором месте — инженерные специальности (12 процентов). На третьем — специальности в области фундаментальной или прикладной науки (10 процентов). Дети девяти респондентов готовятся стать учителями. Семь процентов родителей заявили, что их дети хотят быть врачами.
— Здесь тоже все очевидно: дети идут на профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда и, как правило, хорошо оплачиваются, — пояснила независимый HR-эксперт Зулия Лоикова. — Не так давно я искала вакансию для айтишника средней квалификации. И нашла: с зарплатой 400 тысяч рублей. Что касается профессии инженера, то, как считает Валерий Выжутович, преподаватель НИУ ВШЭ, она сейчас тоже очень востребована.
— В топ–10 востребованных технических специалистов сегодня входят наладчик производственного оборудования, инженер–технолог производства, оператор станков с программным управлением, инженер сельскохозяйственного производства, инженер–конструктор микроэлектроники, инженер–схемотехник и инженер-электроник, — пояснил Выжутович.
Социальные лифты
Виталий Караев считает, что в советское время профессия инженера была реальным социальным лифтом.
— Очень часто ее получали дети рабочих и колхозников, то есть для семьи это был рост. С одной стороны, профессия инженера в позднесоветское время не очень-то хорошо оплачивалась: пресловутые «120 в месяц». Притом что высококвалифицированный рабочий мог получать 200–250 и даже больше, — говорит эксперт. — Но инженер имел ряд преимуществ. Во-первых, высшее образование и, как следствие, должность. Он был небольшой, но начальник, мог в отличие от рабочего легко попасть в кабинет директора завода. Он мог расти: бригадир, начальник цеха, главный инженер, директор... Во-вторых, работал чаще всего не в цеху, а каком-никаком офисе. В-третьих, и это главное, инженерам как молодым специалистам обычно в первую очередь давали квартиры. В период индустриализации профессия инженера и вовсе позволяла быстро расти — в карьере, зарплате, социальном статусе.
Однако позже, поясняет эксперт, профессия инженера сильно «просела».
— Их подготовили значительно больше, чем требовалось экономике. В период заката СССР число инженеров превысило пять миллионов, и многие из них шли уже не на производство, а в разного рода НИИ, где занимались зачастую не пойми чем. В 1990-е, когда заводы начали массово закрываться, а в НИИ перестали платить, масса инженеров подалась в «челночный» бизнес. Профессия инженера стала «черной меткой» — работу не найдешь.
Как пояснил эксперт, ситуация начала меняться в начале нулевых. Стали возрождаться многие старые и открываться новые производства. Профессия инженера вновь стала востребованной.
— Сейчас одна из главных стоящих перед Россией задач — технологический суверенитет, о чем не раз говорил президент Путин, — рассказывает политолог Григорий Савельев. — Запад продавать нам технологии не будет. Китаю это тоже неинтересно: ему выгодно, чтобы мы покупали у него готовую продукцию. Поэтому выход у нас один — создавать собственные технологии и по ним производить товар. Ведь сегодня мы с Китаем лучшие друзья, а что завтра будет? Так что профессия инженера становится стратегически важной. Такой же, как профессия военного.
Не зря в школах Москвы, например, массово открывают инженерные классы.
Возрождение профессии
Финансовый аналитик Артем Извольский считает, что в ближайшее время будут расти спрос и зарплатные предложения в сфере промышленности.
— Рост промышленного производства в России, по данным Росстата, в 2023 году составил 3,5 процента. А в Москве — 16,2 процента, то есть в 4,5 раза выше, — говорит эксперт.
В 2023-м объем отгруженных товаров промышленных предприятий города составил 10,6 триллиона рублей, что на 55 процентов выше (в сопоставимых ценах), чем в 2016-м. В 3,5 раза увеличился выпуск одежды, в 2,1 раза — электрического оборудования. На подъеме производство в таких ключевых отраслях, как фармацевтика (плюс 40 процентов), автомобилестроение (плюс 40,4 процента), микроэлектроника (плюс 25,2 процента).
— Я не удивляюсь, что уже примерно половина московских школьников идет не в вузы, а в колледжи. В реальном секторе экономики стало намного проще найти работу, и зарплаты здесь уже сопоставимы с «офисными», а часто и превышают их, — пояснил Извольский.
По сути, мы наблюдаем промышленный бум. Москва уже не только «город офисов», но и вновь промышленный центр. И для такого роста нам уже остро нужны молодые кадры.
По данным того же Superjob, с нехваткой сотрудников в 2024 году столкнулись 85 процентов российских компаний. Топ самых «дефицитных» на рынке труда — водители грузовых автомобилей, машинисты спецтранспорта, разнорабочие и инженеры. И платят профессионалам довольно прилично. Эксперты «Авито Работы» составили рейтинг самых высокооплачиваемых рабочих специальностей в России, изучив средние зарплатные предложения за I полугодие года. Итак, водителям-дальнобойщикам работодатели готовы предложить 190 тысяч рублей в месяц. Это на 39 процентов больше, чем в I полугодии прошлого года.
На втором месте бурильщики — 147 тысяч рублей, что на 66 процентов больше по сравнению с первым полугодием 2023 года. На третьем месте горные мастера со средней зарплатой 139 тысяч рублей в месяц и ее ростом на 29 процентов за год.
Что же получается? Идти на рабочие специальности, быть инженером или специалистом на производстве становится престижно и выгодно.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Собянин, мэр Москвы:
— В конце 2023-го начал работу центр «Профессии будущего» на улице Щепкина. Здесь есть 75 коротких образовательных программ, а рабочим специальностям обучают на производственных площадках. Школьники девятых классов могут пройти программу комплексной профориентации и познакомиться с представителями колледжей.
РАСТЕТ СМЕНА
В инженерных классах 225 школ столицы учатся 10,8 тысячи старшеклассников. Они углубленно изучают физику, химию, математику и информатику. Программа обучения в этих классах включает предпрофессиональные спецкурсы «Инженерный практикум» и «Технологии современного производства».
Партнерами проекта являются 30 столичных вузов и два научно-исследовательских института.
На инженерном практикуме ребята изучают техническую механику, учатся работать с электроизмерительными приборами, занимаются робототехникой, осваивают технологии 3D-печати и различные способы обработки материалов.
Выпускников инженерных классов ждут в колледжах и на строительных, инженерных и других технических факультетах московских вузов.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
87,8 тысячи рублей составляет в Москве, по данным сайта Работа.ру, средняя зарплата инженера. В среднем по России — 68,7 тысячи рублей. В столице открыты более 35 тысяч инженерных вакансий. Минимально работодатели предлагают 68 тысяч рублей в месяц, максимально — от 200 тысяч.