«Фильмы были ее детьми»: чем запомнились работы Татьяны Лиозновой
Столетие со дня рождения Татьяны Лиозновой отмечается 20 июля. Фильмы классика советской кинорежиссуры до сих пор любимы миллионами зрителей и стали частью нашего культурного кода.
Маленькая сильная женщина — это про Татьяну Лиознову. Ее боялись и уважали — и на съемочной площадке, и в обыденной жизни. Хотя для нее, пожалуй, одно и другое было неразрывно связано.
Родилась Таня Лиознова в Москве в семье, к искусству не имеющей отношения. Великая Отечественная отняла у юной Тани отца, погибли и три маминых брата. И на всю свою долгую жизнь сохранила Лиознова какое-то трепетное, нежное отношение к семье. Как любила она маму, Иду Израилевну, с которой душа в душу прожила до самой ее смерти в 1978 году, и только ей позволяла она критиковать творческий процесс и давать советы. И не только касающиеся кино. Еще когда Лиознова была студенткой, за ней начал ухаживать маститый Константин Симонов. Но мама не одобрила роман — и отношения не сложились.
Своим учителем Лиознова считала Сергея Герасимова, фильмы которого, по ее словам, были «полны любви и интереса к человеческой жизни». С Лиозновой работали лучшие актеры советской эпохи: Олег Ефремов, Татьяна Доронина, Олег Янковский, Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Олег Табаков, Николай Рыбников, Вячеслав Тихонов. Побаивались ее и называли диктатором. Но каждый из них считал честью сняться в любом лиозновском фильме. Она не проводила проб, утверждала актеров на роль, руководствуясь какой-то уникальной режиссерской интуицией.
В личной жизни Татьяна Михайловна была такая же решительная и резкая, как и на съемочной площадке. Ее страстью были машины, она великолепно водила. Никогда не боялась сказать правду в лицо, не чувствовала себя «слабой» и «ведомой», да и вообще — не могла даже представить, чтобы быть какой-то там «половиной».
Яркий роман с актером Арчилом Гомиашвили, знаменитым киношным Остапом Бендером, закончился большой его обидой на Лиознову. Она готовилась к работе над «Семнадцатью мгновениями весны», и Арчил полагал, что роль Штирлица должна принадлежать ему. Но Лиознова на главную роль взяла Вячеслава Тихонова. Арчил долгие годы потом с ней не общался.
Из-за кино рассталась она и с другой своей любовью, ученым-физиком Владимиром Кириллиным, заместителем председателя Совета министров СССР. Он не одобрил темы задуманного ею фильма «Мы, нижеподписавшиеся», считая, что такой неоднозначной картиной она подставит и себя, и его. И Лиознова вновь выбрала кино.
В 1963 году, на съемках «Им покоряется небо», она познакомилась с летчиком-испытателем Василием Колошенко. Василий был вдовцом, воспитывал двух дочек. Одну из них, Людмилу Лисину, Лиознова полюбила как родную дочь. Людмила и стала ей самой что ни на есть родной и близкой. Именно она была рядом, когда Лиознова уже сильно болела. Она же занималась и сохранением ее архивов. Они, фильмы, сложенные в круглые железные коробки, были самым главным для режиссера.
— Мои дети — это фильмы. Они дорогого стоят — всей жизни моей. Но они же мне и давали счастье... Я знаю, что мои фильмы приносили людям надежду, свет и веру в жизнь, а это было моей самой главной задачей, — говорила Татьяна Лиознова.
В каждом фильме «железная леди» советского кинематографа рассказывала о себе, и для зрителя открывались лирические бездны, и несгибаемую сталь вдруг увивали нежные цветочные стебли. — Я не верю в легкие жизни. Мне представляется, что человеку все в жизни дается трудом. И я не вижу в этом ничего ужасного», — говорила Лиознова.
Режиссер российской версии «Постучись в мою дверь» ответил на призыв Милонова запретить турецкие сериалы
Наивная девочка из «Карнавала», представляющая себя в роли примы, — это, конечно, во многом сама Лиознова; и неслучившаяся любовь из «Трех тополей на Плющихе» — это ее личная драма несовпадения с избранником. Отдельной историей в творчестве Лиозновой стоит сериал «Семнадцать мгновений весны». Казалось бы, абсолютно «неженские» и тема, и ее воплощение. Но отметивший в прошлом году полувековой юбилей телефильм о советском разведчике стал классикой, разобранной на цитаты.
Уже подводя итоги жизни, Лиознова говорила, что главная тема ее кинофильмов — верность. В «Семнадцати мгновениях…» — верность разведчика Родине. В фильме «Им покоряется небо» — верность летчиков профессии. В «Трех тополях на Плющихе» — верность семье.
Лиознова любила кино и беззаветно любила свою страну.
Последний фильм «Конец света с последующим симпозиумом», снятый ею в 1980-х, она оценила как «плохой». Категоричная Лиознова решила «завязать» с кино — для нее были непонятны новый зритель, новое время, новые ценности. Ей было 85, когда она сказала в интервью, что ощущает себя так, словно живет в чужой стране. И даже усомнилась в том, что в этой новой реальности будут востребованы и любимы ее фильмы.
Но в этом режиссер Лиознова ошиблась.
ПЯТЬ ЛУЧШИХ КАРТИН
Из снятых Татьяной Лиозновой двенадцати работ две стали народными. Это «Три тополя на Плющихе» и сериал «Семнадцать мгновений весны».
Евдокия (1961)
Сценарий Веры Пановой. Рассказывает о жизни семьи, все пятеро детей в которой — приемные.
В главных ролях: Людмила Хитяева и Николай Лебедев.
Три тополя на Плющихе (1968)
Снят по рассказу Александра Борщаговского. О встрече деревенской женщины Нюры и московского таксиста Саши.
В главных ролях: Татьяна Доронина и Олег Ефремов.
Семнадцать мгновений весны (1973)
12-серийный телефильм по одноименному роману Юлиана Семенова. Сериал рассказывает о подвигах Максима Исаева, советского шпиона, действовавшего в нацистской Германии под именем Макс Отто фон Штирлиц.
В главной роли: Вячеслав Тихонов.
Мы, нижеподписавшиеся (1980)
Сценарий А. Гельмана. События разворачиваются в купе поезда после того, как приемная комиссия не подписала акт о приемке хлебозавода.
В главных ролях: Леонид Куравлев, Ирина Муравьева, Аристарх Ливанов, Юрий Яковлев, Клара Лучко, Олег Янковский.
Карнавал (1981)
Сценарий Анны Родионовой и Татьяны Лиозновой. Провинциалка Нина приезжает в Москву, чтобы «выучиться на артистку». Но в конце концов понимает, что жизнь в чужом городе совсем не похожа на вечный карнавал.
В главной роли: Ирина Муравьева.