Фото: Василий Кузьмиченок / АГН Москва

«Незнайке» — 70: как Николай Носов создал философскую сказку о мире взрослых

Общество

70 лет назад вышли в свет «Приключения Незнайки и его друзей» — книга Николая Носова. Писатель показал в ней и «Незнайке на Луне» мир взрослых глазами детей, создав философское произведение.

Николай Носов обладал уникальным писательским даром — излагал свои мысли просто, умно, с детьми не заигрывал. И они его обожали! Суммарный тираж произведений писателя превысил полмиллиарда, они были переведены более чем на 100 языков, а иллюстрировали его книги лучшие художники. В прошлом году отмечалась 115-я годовщина со дня его рождения, и в юбилейный год о нем говорили немало, вспоминали его биографию, так что напомним лишь вкратце, что первый его рассказ — «Затейники» — был напечатан в 1938 году, а после него вереницей всеми любимые произведения — «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры»… В основном Носова печатали в «Мурзилке». Забавно, но некоторые исследователи считают, что и образ Мурзилки, и носовские коротышки «вышли» из книги «Царство малюток» Анны Хвольсон (русская детская писательница, 1868–1934), так что они «родственники». Это шутка, конечно.

Носов был человеком увлекающимся — мечтал стать музыкантом, потом занимался шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством, затем «заболел» химией. Эта его многогранность и любовь к прогрессу отразились в его произведениях. Знайка, Цветик, Тюбик, Пилюлькин, Авоська, как и все остальные «веселые человечки», постоянно в движении — что-то изобретают, чему-то учатся. В то время дети ходили в различные кружки, увлекались моделированием, и даже детская литература была «заточена» на то, чтобы всемерно развивать в своих читателях жажду знаний, поиск, неравнодушие, стремление менять жизнь в лучшую сторону. Но взрослые читатели видели в книгах Николая Носова нечто куда более глубокое. Утопический и коммунистический рай Солнечного города оказался на поверку хрупким. Основы капиталистической экономики, что так легко постигались при чтении «Незнайки на Луне», невольно подвергались остракизму, как и весь лунный капитализм — порицанию… Незнайка же любил родной Цветочный город; возможно, правомерно было бы говорить о нем как о прообразе СССР. Этот город, некий символ развитого социализма, грезился ему в его путешествиях. Носов недвусмысленно давал понять: берегите то, что имеете…

Поразительно, конечно, но тот, кого обычно называли «детским» писателем, на самом деле был мудрым провидцем. Внуку, Игорю, как вспоминал Игорь Петрович в интервью нашей газете, он повторял: «Человек должен быть свободен. Это житейская мудрость, хоть и философская». Кажется, он сам был внутренне свободен — иначе не писал бы так, как писал.

...Практически все коротышки, жители Цветочного города, были заняты своими делами, профессиональны, к лентяям относились с презрением. Но самое поразительное, конечно, что «детский» писатель предугадал в своих книгах о Незнайке и его друзьях море тех изобретений, которые пришли в нашу жизнь позже, чем в жизнь коротышек. Он предвосхитил написанным появление видеосистем наблюдения за уличным движением и появление телевизоров в автобусах, управляемых голосом роботов и шахматных компьютеров, солнечных батарей на крышах, материалов на основе пластмасс, не говоря о программах покорения (заселения) Луны и так далее.

...Сам Николай Николаевич больше всех любил своего веселого, солнечного Незнайку. Назовите это имя — и услужливая память мгновенно воссоздаст образ: симпатичный круглолицый мальчишка с забавно торчащими из-под шляпы волосами. Но таким Незнайка стал не сразу. Его образ прошел долгий путь трансформации. У нас всегда было много хороших художников, так что за правильную «подачу» Незнайки боролись настоящие таланты. У него практически сразу появилась на голове шляпа с широкими полями, галстук, что раз от раза менял длину и ширину, а непослушные волосы взлетали надо лбом упрямым чубом. Сначала шляпа была серой, а сам Незнайка выглядел несколько старше, у него был нос другой формы, хотя все это — детали, главное — рисованный (или кукольный) малыш должен был иметь ту харизму, которую так ярко выписал гениальный Носов. Незнайка — само детство: он непосредственен, убедителен, в меру нахален и самоуверен, иногда — обидчив, а его невольное противостояние со Знайкой — нечто вроде борьбы физиков и лириков.

Незнайкино обаяние, активность, при этом — легкая «борзинка» и неусидчивость, безмерная доброта и наивность — результат наблюдения Носова за детьми и собственным внуком. И мы верим в этого героя абсолютно, поскольку он не плод одной лишь фантазии, он — сложносочетанный, сложносочиненный типаж, главная задача которого для детей — возбудить у них интерес к жизни, знаниям, путешествиям и приключениям, а взрослым же он призван напомнить не только о том, какое прекрасное время большинство из нас проживает в детстве, но и о том, что и в этом прекрасном периоде бывают непростые, «переживательные» моменты. Кстати, в мультфильме «Незнайка учится» Николаем Носовым отражен, судя по всему, автобиографический момент: он не стал посвящать себя музыке, поскольку это требовало серьезного напряжения и очень больших трудов.

amp-next-page separator