Как Фаина Шевченко разбила сердце Федору Шаляпину

Общество

Ее портрет «Красавица», датированный 1915 годом, сейчас находится в Третьяковской галерее. После статьи, опубликованной две недели назад, к нам поступило много откликов. Кроме того, внучка Фаины Васильевны Екатерина Дмитриева решила рассказать неизвестные подробности жизни своей бабушки. Корреспондент «Вечерки» отправилась в гости к внучке актрисы, чтобы дополнить историю достоверными фактами.

В квартире на Ленинском проспекте, где живет Екатерина Дмитриева, на стене большой портрет — фотография в тяжелой раме. Вот она, Фаина Васильевна Шевченко, в красивом платье, с широкой улыбкой.

Молодая, красивая, полная радости.

— Здесь бабушка в костюме, эскиз которого рисовал Борис Кустодиев. Он делал много эскизов одежды для актрис МХАТа, но везде рисовал лицо бабушки, — рассказывает Екатерина Дмитриевна. — Когда бабушка решилась позировать ему для портрета «Красавица», дед ее ревновал, а она его утешала тем, что художник слишком болен, чтобы соблазнить ее. Кстати, у бабушки было много работ Кустодиева. Но мне пришлось продать их в 90-е годы.

Конечно, Кустодиев неспроста без конца рисовал портреты молодой актрисы — он был увлечен ею. Но она к тому времени уже дважды успела побывать замужем.

Первым мужем Фаины стал актер Григорий Хмара.

— В те годы Григория Хмару называли великим, — рассказывает Екатерина Дмитриевна, — его ставили в один ряд с Михаилом Чеховым. Он влюбился в бабушку, они поженились. Но человек он был ветреный. Отвез молодую жену к себе на родину, в Полтаву, где жили его родители и восемь братьев. А сам подался в Париж, где у него случился роман с актрисой немого кино Астой Нильсон.

Но красавица Фаина не стала рыдать в одиночестве.

Там, в Полтаве, она познакомилась с братом Григория, Александром, статным красавцем, виртуозно игравшим на гитаре.

В Москву они вернулись вместе. С ним она и прожила до конца своих дней.

Но не обходилось в этой семейной жизни без острых моментов. Когда МХАТ отправился на гастроли в Париж, Фаина встретилась с Федором Шаляпиным. У нее был потрясающий голос.

И Шаляпин слушал цыганские романсы в ее исполнении с восторгом. Муж Александр ревновал страшно. Он приехал в Париж и носился по всему городу с пистолетом в поисках Федора Ивановича. К счастью, яростный порыв удалось потушить.

— Сама бабушка о романе с Шаляпиным не рассказывала, — говорит внучка актрисы. — Но некоторые факты говорят сами за себя. Фаина Васильевна до конца своих дней бережно хранила портрет известного певца. А он, в свою очередь, заказал у Кустодиева портрет актрисы. И Борис Михайлович еще раз написал для него «Красавицу».

По возвращении из Парижа жизнь продолжалась.

У Фаины Васильевны родилась дочка Фаина, которую родные называли Флена.

Шевченко блистала на сцене МХАТа, любимого театра Сталина, а посему пользовалась всеми благами. У Фаины Васильевны была шикарная квартира на Фрунзенской набережной, дача в поселке «Мастера искусств» в Снегирях, домработницы, садовники. Муж Фаины Васильевны тоже играл в театре, в Вахтанговском.

— Хотя в театре все было непросто. Во МХАТе в то время была еще одна звезда — Алла Тарасова, — делится воспоминаниями Екатерина Дмитриевна. — И две яркие актрисы не могли ужиться на одной сцене. С детства у меня остались воспоминания о бабушке как о царице. Помню, на даче мы всегда ждали ее к завтраку на террасе. Без нее никто не мог осмелиться начать есть. И вот она выплывала из своей комнаты в черном шелковом платье до пола.

Сверху кружевной труакар, кружевная повязка на голове, брошь, серьги. Великолепная! А с блудным бывшим мужем Григорием Фаина Васильевна все-таки виделась.

В 60-е годы он приезжал в Москву уже со своей другой женой. Но вскоре снова вернулся в Париж.

Там у него был свой русский театр. Сама Екатерина Дмитриевна не пошла по стопам прославленной бабушки. Она 26 лет работала машинисткой и переводчиком в журнале «Новое время».

— Я бережно храню бабушкины письма, фотографии, — говорит Екатерина Дмитриевна. — А вот от антикварной мебели осталось только зеркало.

В деревянной раме. Оно еще помнит те времена, когда царственной походкой к нему подплывала Фаина Васильевна. И осторожно вглядывалась, вспоминала все истории своей бурной молодости. Не спеша поправляла кружевную повязку в волосах и, удивленно обнаруживая новые морщинки, чертыхалась и уходила прочь, оставляя шлейф аромата французских духов, тех самых, которые так любил Федор Шаляпин.

Читайте также:

Любимая актриса Бориса Кустодиева на диетах не сидела

За картину в стиле ню актрису чуть не уволили. (читать далее…)

amp-next-page separator