Заслуженный артист России Сергей Векслер в роли Коли-Левитуна и актриса Юлия Куварзина в образе Кати-Телекинезы в спектакле Георгия Суркова по пьесе Рината Ташимова «Дар» на Новой сцене Театра на Таганке / Фото: Сергей Киселев / АГН Москва

Могут ли супергерои стать обычными пенсионерами

Общество

В Театре на Таганке режиссер Георгий Сурков представил спектакль «Дар» о советских супергероях. Главные роли сыграли Юлия Куварзина, Сергей Векслер и Алла Смирдан.

Искусство соцреализма изображало человека идеального — атлетичные тела, улыбающиеся счастливые лица смотрели на зрителей с полотен художников или с фасадов зданий. Сценограф Надя Скоморохова в пространстве спектакля обыграла эту эстетику — фоном для действия стала монументальная мозаика, будто снятая с фасада санатория или другого оздоровительного учреждения. На ней изображены четыре советских супергероя, взлетевших почти до самого солнца, ведь каждый из ветеранов «суперспособного труда» обладает уникальным сверхталантом, превосходящим человеческие возможности...

Но все это только слова. В реальности же красочная мозаика остается лишь напоминанием о былых подвигах команды, а расположена она в обычном кабинете, где за конторcкими столиками работают постаревшие герои, и, при всем уважении к былым заслугам, молодое поколение начальников (Олег Евтеев и Екатерина Варкова) отправляет их на заслуженную пенсию. Нам, зрителям, сначала кажется, что речь идет то ли об отделе кадров, то ли о бухгалтерии — настолько типичными и знакомыми кажутся персонажи. Однако будущие пенсионеры, которых можно было бы увидеть в любом дворе, оказываются не теми, кем кажутся. Уютная Катя (Юлия Куварзина), которая явно была душой этого коллектива, может перемещать предметы в пространстве, а ее второе имя — Телекинеза. Коля-Левитун (Сергей Векслер), сейчас ставший смешным дедушкой в спортивном костюме, умел левитировать. Опаздывают к началу рабочего дня рокового разговора с начальством Бронислав-Скороход (Сергей Трифонов) с больными коленями и повелительница погоды Тома-Урагана (Алла Смирдан) — здесь напрашивается шутка про то, что, видимо, изза нее и задерживается в этом году осенняя непогода...

Они рассказывают молодежи, не уважающей опыт, о своих суперспособностях, пытаясь убедить их в своей важности, только вот продемонстрировать и доказать ничего не могут. Да и главный враг, зловещий Тьмочад, ради борьбы с которым создавалось секретное подразделение, уже умер.

Действие спектакля происходит в замкнутом пространстве, в кабинете, который на самом деле для каждого из персонажей значил гораздо больше, чем рабочее место. Служба на благо страны и сражение с туманным образом страшного врага стало смыслом их жизни, и каждый в момент прощания осознал собственное одиночество. В тумане воспоминаний через легкий дым проявляются фигуры тех же героев в молодости. Их воплотят на сцене Алла Азимова (Катя), Евгений Стегний (Тома) Даниил Роменский (Бронислав) и Александр Зарядин (Коля), сыграв людей воодушевленных, очарованных собственным будущим и перспективой развития страны, заметившей их необычные таланты. Наивные ребята-энтузиасты пока не знают, с чем им придется столкнуться, — у всех будут случаи, когда они не успеют кого-то спасти, например, команду затонувшей в конце 80-х подводной лодки или пострадавших от землетрясения сограждан.

Режиссер Георгий Сурков умело использует знаковые элементы советского масскульта: например, вставные музыкальные номера с песнями в духе «До свиданья, наш ласковый мишка» и других хитов. При этом ему удается удерживать общий тон — светлую иронию, но не насмешку. Однако темы, звучащие в его спектакле, не привязаны ко времени — это история о том, как важно в стремлении служить великой цели не забывать о семье и о собственной жизни, и в погоне за будущим нельзя упускать настоящее.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Георгий Сурков, режиссер спектакля:

— Это история о том, что жизнь прекрасна в своих изменениях, и нужно жить сегодняшним днем. Многие люди продолжают держаться за прошлое, за победы, которые им удалось одержать, хотя то время уже ушло. У наших супергероев тоже есть только один действительно важный миг — это не завтра, и не вчера, а сегодня. В спектакле мы использовали много знаковых клише о советской эпохе, но при этом переосмысливаем их с иронией, с позиции сегодняшнего дня.

amp-next-page separator