Онлайн-шопинг с ноткой патриотизма: как изменится розничная торговля в России в ближайшие 10 лет
Сектор розничной торговли в России находится на пороге значительных изменений, вызванных технологическими нововведениями, изменениями в потребительских предпочтениях и глобальными экономическими условиями. «Вечерняя Москва» узнала у эксперта в индустрии моды и ретейла, владельца и управляющего директора группы компаний Smart Casual Нади Амрани, какие тренды окажут наибольшее влияние на ретейл в ближайшие 10 лет.
Будущее шопинга
Специалист подчеркнула, что на российский рынок fashion-ретейла существенно повлияет стремление к осознанной жизни без спешки.
— Шопинг больше не является престижным времяпрепровождением, это скорее необходимость, которую нужно быстро и эффективно удовлетворить. Идеальная картина будущего fashion-ретейла — покупатель приходит в магазин, где уже готовы образы для него, подобранные на основании истории покупок, предпочтений и актуальных трендов, а также размера, проанализированного на основании биометрических данных. Акцент будет смещен на сокращение времени, которое клиент проводит в магазине, и минимизацию контактов, — рассказала собеседница «ВМ».
Как полагает Амрани, массмаркет уйдет в онлайн, а люксовые магазины с уникальными ретейл-предложениями для клиентов будут открывать нестандартные торговые точки:
— Это приведет к сокращению покрытия офлайн-магазинов и смещению фокуса на флагманы, нестандартные форматы. Офлайн-ретейл все больше становится привилегией для премиум- и люкс-сегмента. А массмаркет, наоборот, переходит в онлайн. Офлайн — новая роскошь. Это возвращает физические магазины в центр внимания, предлагая покупателю уникальный опыт, который онлайн не может повторить.
По ее мнению, в работе fashion-ретейла будут активно использовать искусственный интеллект (ИИ), цифровизацию и омниканальность. Онлайн-торговля и мобильные приложения продолжат интегрироваться с офлайн-магазинами, создавая гибридные модели покупок.
Например, в Азии, особенно в Японии и Сингапуре, премиальные ретейлеры используют новые технологии для создания уникального клиентского опыта. Это включает в себя использование VR и AR для виртуальной примерки.
Также анализ покупательского поведения с помощью данных искусственного интеллекта будет важным инструментом для создания персонализированных предложений.
— Гиперперсонализация позволит брендам предлагать товары, наиболее подходящие индивидуальным предпочтениям клиентов. И это быстро наскучит. Для привлечения внимания и сохранения лояльности брендам надо будет все больше удивлять. Это позволяет увидеть, что ИИ не заменяет человека, а становится его партнером, — сказала Амрани.
Эксперт напомнила, что ценность проживания времени и желание удивиться, отойти от обыденного станут причиной того, что шопинг будет привлекательным, превращаясь в иммерсивный опыт. А иногда и в квест.
— Безусловно, создавать такие пространства дорого, и это приведет неизбежно к сокращению количества офлайн-ретейла с переносом фокуса на его качество и уникальные форматы. Российским покупателям будет интересно делать покупки в таких пространствах, которые будут увлекать их чем-то новым и непривычным, предлагать креативные способы продажи товара, — уверена собеседница «ВМ».
Забота и любовь к природе
По словам Амрани, экологичность и прозрачность становятся по-настоящему актуальными аспектами в ретейле:
— Российские потребители все больше ориентируются на устойчивое производство. Бренды будут обязаны раскрывать информацию о цепочках поставок и делать акцент на экопродуктах. Мы уже видим тренд на упаковку и сами реагируем на пластиковые пакеты. Тренд на reuse/recycle будет только возрастать в будущем.
Также в России будет тренд на многократное использование одежды и перепродажу. Российские магазины будут сокращать ассортимент, чтобы покупатели делали более осознанный выбор при покупке.
Акцент на российское производство
На российских производителей будет большое влияние оказывать социальная повестка в стране. Они будут делать акцент на любовь к родине и традиционные ценности.
— Российские производители будут делать акцент на локальное, на своих. На принадлежность, на то, чтобы быть частью сообщества. Коллаборации с микроинфлюенсерами продолжат набирать популярность, особенно в социально ориентированных регионах и сегментах моды. Социальная повестка и вечные ценности — любовь, вера, патриотизм — все это перестает быть пафосными пустыми звуками и становится базой устойчивого тренда, — заверила она.
Специалист добавила, что российские производители также будут пользоваться опытом зарубежных коллег и закладывать в свою продукцию ценности, наиболее важные для россиян.
Рост ценности ручного труда
Как объяснила эксперт, на рынке ретейла в ближайшие годы будет расти ценность ручного труда в эпоху активного развития ИИ. Российские производители будут стараться дарить покупателям тепло и положительные эмоции:
— У людей будет все меньше поводов идти на коммуникацию ради пользы, поэтому на первый план выйдет потребность в удовольствии и получении положительных эмоций при покупке. Россиянам будет приятнее пойти не в сетевую кофейню, а в заведение рядом с домом, где человека спросят: «Вам как обычно? Или сегодня особенное настроение?» Людям будет важно, что их встречает не алгоритм, а настоящий, живой бариста. Он же и будет владеть этой кофейней.
Этот тренд предполагает стремительное развитие малого бизнеса, движимого миллениалами, которым удовольствие от работы важнее, чем стремление к бесконечному росту дохода. На это повлияет и главный тренд ретейла — ценность проживания времени, заключила Амрани.