Заведующий научным отделом Московского музея современного искусства (ММОМА) искусствовед Андрей Егоров показывает серию работ «Праздные дни» художника Кирилла Гаршина на выставке «Вещи и видения», приуроченной к 25-летию музея / Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

От Малевича к Церетели: выставка «Вещи и видения»

Общество

В Московском музее современного искусства на Петровке проходит выставка «Вещи и видения». Экспозиция приурочена к 25-летию музея и показывает, как меняется актуальное искусство.

Музей современного искусства (ММОМА) специализируется на современности в широком смысле слова — так искусствоведы обозначают период с начала XX века до нашего времени. Все произведения определяет особый подход художников, для которых главное в творчестве — создание новых миров, особый взгляд на реальность.

Экспозиция в залах здания на Петровке выстроена нелинейно — посетители не последовательно видят развитие искусства в хронологическом порядке, а сами выбирают свой маршрут, переходя из зала в зал. В результате такого решения кураторов Анны Арутюнян и Адрея Егорова выставка воспринимается как бесконечный полилог художников, разделенных во времени. В каждом зале можно найти цитаты Велимира Хлебникова — для кураторов важно, чтобы звучали голоса тех, кто стоит у истоков искусства модерна.

Экскурсию для «ВМ» провел куратор, главный хранитель ММОМА Андрей Егоров.

— На юбилейной выставке мы стремились показать многогранность и калейдоскопичность нашей коллекции, — подчеркнул искусствовед. — Музей не придерживается одной стилевой линии или традиции, нам важно представить весь диапазон художественной культуры.

Одной из первых на выставке представлена картина Константина Батынкова из серии «Кремль» 2012 года — на ней изображена Красная площадь с фантазийными космическими объектами.

— В работах этого художника всегда существует динамическое напряжение между впечатлениями повседневности, экспрессией и фантастической образностью. В данном случае узнаваемый, открыточный пейзаж обретает масштаб космического видения, — отметил куратор. — А общий тон работы праздничный, мажорный, что соответствует нашему юбилейному поводу.

В следующем зале представлены скульптурные портреты — от творчества Юрия Анненкова, работавшего в 1930-е годы, к нашему современнику, Александру Рукавишникову, создавшему образ авангардиста Владимира Татлина. Выстроенные в одну линию, они показывают, как в разные периоды скульпторы отказывались от реалистичности, а потом возвращались к ней.

Сейчас авторы исследуют в своих произведениях тему памяти и частного опыта. Так, на выставке представлена серия работ Кирилла Гаршина «Праздные дни», автор перенес свои детские фотографии, сделанные на «Полароид» в 1990-х, на большой холст. Рассматривая их, каждый зритель сможет найти что-то знакомое — похожую модель телевизора, которая стояла дома почти у всех, репродукции картин или ковер на стенах.

— В результате перевода изображения из одной визуальной технологии в другую Гаршин выявляет интересные закономерности работы нашей памяти, — рассказывает Андрей. — Как мы храним информацию, какие детали для нас важны, что мы запоминаем, а что, кажется, навсегда стирается из нашего сознания.

Среди живописных полотен, фотографий, инсталляций и экранов с транслирующимися видео есть и произведение основателя музея Зураба Церетели — абстрактный витраж, поражающий буйством красок. Часто во время проведения выставок его закрывают специальным экраном, но сейчас он стал частью экспозиции. Завершает путешествие зал, где представлен автопортрет Казимира Малевича, соединяющий черты реализма и импрессионизма.

Выставка «Вещи и видения» представляет панораму современного искусства, показывает его истоки в начале XX века и развитие на протяжении практически ста лет. Познакомиться с экспозицией можно до 23 марта.

СПРАВКА

Московский музей современного искусства (ММОМА) — первый государственный музей в России, специализирующийся на отечественном искусстве ХХ–XXI веков. Основателем и директором музея стал Зураб Константинович Церетели, президент Российской академии художеств. Сейчас MMOMA располагается на шести площадках, а в собрании хранится более 10 000 эскпонатов.

amp-next-page separator