Российские саперы «Лорион» (на переднем плане), «Седьмой» (в центре) и «Скиф» ищут мины у подхода к лесополосе на освобожденной территории / Фото: Марат Чернышов

С минами разговор всегда короткий, но аккуратный

Общество

Саперы, входящие в состав группировки войск «Восток», рассказали нам о своем уникальном опыте и навыках, которые они активно используют в ходе спецоперации.

Каждый день саперы сталкиваются с опасностью, скрытой под тонким слоем земли. Они очищают от неразорвавшихся снарядов, ловушек и растяжек противника сектор за сектором, освобождая от мин целые поля. У них нет права на ошибку, и они рискуют своей жизнью, чтобы люди могли свободно передвигаться по освобожденной земле.

— Мы находим абсолютно все, что представляет взрывную опасность, — говорит сапер с позывным «Седьмой». — Это могут быть противопехотные и противотанковые мины, одноразовые гранатометы, а также мины нажимного действия — «колокольчики». Все зависит от территории, где мы работаем. В одних местах было больше боевых действий, в других — меньше.

Когда саперы выходят на работу, они облачаются в свои «доспехи», которые весят около 30 килограммов. Они защищают парней от смертельных угроз: спереди и по бокам — две бронепластины, в паховой области и на спине — плиты. Сам костюм пронизан бронепакетами. Голову защищает мощный шлем с бронестеклом. Саперы признаются, что из-за толщины стекло сильно потеет, из-за чего видимость теряется, но поднимать его во время работы нельзя — безопасность превыше всего.

— Передвигаться в таком — это дело привычки, — отмечает сапер с позывным «Лорион». — Я уже столько работаю, что даже не чувствую его.

Главный инструмент в работе сапера — чуткость и внимательность, а уже потом миноискатель и щуп. Нередко бойцы-инженеры сталкиваются с минами иностранного производства, сделанными из пластика. В таких случаях миноискатель может сработать только на взрыватель, но если мина закопана глубоко, он предательски промолчит. Поэтому саперы используют щуп, тщательно изучая каждый сантиметр.

— Нужно не только смотреть под ноги, но и по сторонам. Мины и боеприпасы могут лежать по-разному: и кверху, и боком, — отмечает «Седьмой». Нужно правильно сделать подкоп, понять, как лучше для конкретного положения, и доложить командиру, что это за боеприпас, чтобы он дал дальнейшие указания.

Подход к работе у саперов разный, но неизменным остается ежедневная 6-часовая смена в тяжелой броне.

— Иногда выезжаем по заявке от мирных жителей, у которых на участке остались неразорвавшиеся снаряды или мины, — говорит «Лорион». — Есть и работа «боксами»: выделяем определенный квадрат и в нем отмечаем дистанцию до полутора метров, по которой нужно идти с миноискателем. Выставляем флажки на протяжении всего квадрата. Возвращаемся по безопасному пути и продолжаем движение в другую сторону.

Есть еще одна тактика, при которой нужно ходить зигзагом. Саперы отмеряют, например, 100 метров и на 25 метре передвигаются «треугольником», отмеряя границу.

— Допустим, если ты стоял изначально с правого угла, в конце ты уже должен уходить слева, чтобы пересечь всю эту границу, найти середину, чтобы ничего не упустить, отмечает «Лорион».

За одну шестичасовую смену один сапер может очистить от мин около двух гектаров.

После обнаружения мин и неразорвавшихся боеприпасов есть два пути развития событий: их уничтожат там же, где и обнаружили, либо отвезут в более безопасное место. Уничтожение происходит, как правило, накладным зарядом тратила.

— Если рядом нет зданий, транспорта, людей, то можно не вывозить. Мы уничтожаем мины и неразорвавшиеся боеприпасы на месте, так как они все находятся в боевом положении. И не так часто их транспортируем, потому что чаще работаем в открытом поле и не подвергаем никого опасности, — объяснил сапер «Скиф».

Под конец беседы задаю стандартный вопрос: «Страшно, быть один на один с миной?»

— А кому не страшно? Всем страшно. Говорят, что сапер ошибается один раз, — отвечает «Скиф». — Ну я не ошибался. Мы учимся, постоянно практикуемся.

КСТАТИ

Открыто лежащая мина может служить простой приманкой, а на пути сапера к ней стоять растяжка. Это одна из многих уловок, которые применяют украинские националисты. Но наши специалисты-инженеры обнаруживают и справляются с любыми хитростями противника.

amp-next-page separator