Игра по-крупному: в Театре на Трубной премьера — спектакль «Свадьба Кречинского»
В Театре на Трубной состоялась премьера спектакля «Свадьба Кречинского». Это достаточно неожиданный выбор и для худрука Дмитрия Астрахана (он же режиссер спектакля), и для самого театра с его богатыми «эрмитажными» интерьерами. Ведь пьеса написана аж 170 лет назад! Подробнее о театральной новинке — в материале «Вечерней Москвы».
Автор пьесы — не слишком известный философ, переводчик, драматург Александр Васильевич Сухово-Кобылин. Причем комедия создана драматургом в тюрьме (!), где он сидел по обвинению в убийстве своей французской подруги, приехавшей за ним в Россию. Обвинение, кстати, позже было снято, и автор был выпущен из заключения. Но сюжет и персонажей он явно почерпнул из этой среды.
Напомним интригу. Главный герой пьесы — некий Кречинский — картежник, ловелас и мот — ищет и находит себе богатую невесту. Это наивная Лидочка Муромская. Кречинскому удается обмануть ее, подменив дорогое украшение Лидочки подделкой. В последний момент все срывается, и Лидочка выручает жениха от тюрьмы, отдав ростовщику настоящее украшение.
Так по-своему пересказал драматург анекдот, который ходил в тогдашнем московском обществе о светском шулере. Тот получил у ростовщика большие деньги под залог фальшивого бриллианта. Этот случай и вошел в основу пьесы Сухово-Кобылина. Вообще писателем была создана целая трилогия («Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина»). Но Дмитрий Астрахан остановился именно на первой части, отразив свой взгляд на аферу Кречинского — вора, авантюриста, игрока. Почему же его заинтересовала эта старая история?
— Кречинский — это абсолютное зло, — считает Астрахан. — Но в чем его сущность? Он — гениальный манипулятор, мастер в игре с человеческими чувствами, способный искусно ими управлять. Он может влюбить в себя девушку и разыграть сцену любви так, что она будет восприниматься как искренняя, настоящая. Он влюбленный, трогательный, искренний, простой и близкий людям, он словно самый человечный из всех. С ним легко и непринужденно. Он кажется своим, его чувства представляются подлинными.
Таким лицемером и предстает перед нами антигерой, которого «вкусно» играет статный Андрей Карако. Что не очень просто. Напомню, что в этом театре нет кулис и занавеса — помост делит зал на две части, и артисты должны держать внимание с обеих сторон.
Достойный оппонент Кречинскому — помещик Муромский (яркий Александр Мохов), отец Лидочки (пластичная Татьяна Горбунова). Сначала он не верит Кречинскому и в его чувства к дочери, затем все же попадает под его смертельное обаяние и становится еще одной жертвой интриги. Оказывается, его легко купить обычной лестью. Например, Муромского умиляет лицемерная речь «жениха» о порочной Москве и о том, что надо жить в деревне.
— Мне кажется, что Астрахан идет по очень глубокому психологическому пути, и здесь нет места для фальши, — говорит Александр Мохов. — Я давно не получал от работы такого удовольствия. Мой герой плачет, и я плачу вместе с ним, это своего рода катарсис.
И другие актерские работы тут вполне достойны. Так импозантно органична в роли тетушки Лиды Атуевой Елена Анисимова. Иван Мамонов весьма сочно достоверен в роли преданного слуги Федора. Причем у них интересные костюмы. Например, у Атуевой-Анисимовой совершенно восхитительно безвкусные платье и шляпка. У Лиды — нежнейшее облако розового шелка. Не менее выразительные наряды у главного героя — от фрака до домашнего халата. Что не удивительно — художник по костюмам здесь любимый у Астрахана прекрасный Андрей Климов. И еще: в спектакле много музыки, причем живой. Звучат песни на слова Вадима Пугача, музыка композитора Сергея Долгушина, постоянного соавтора Астрахана. Ансамбль с чудесными голосами как бы создает раму для всей грустной истории о «хорошей девушке Лиде», поверившей лгуну.
Но насколько актуально все это старомодное «шапито» сегодня? Поищем смыслы. На поверхности: падение нравов никогда не приводит к добру. Но это первый общий слой. Второй: главная идея тут — показать безнравственность, царившую в крепостническом еще обществе (на радость советским критикам). Третий — нельзя верить игрокам и лицемерам, в частности альфа-самцам, занятым только развлечениями. Так поймет спектакль обычный зритель. Но это мы и раньше знали. Не слишком ли дидактично? Прямолинейно? Возможно. Но фигура Кречинского сегодня показана с новой стороны.
По сути, Сухово-Кобылин, а вслед за ним Астрахан, дают нам мастер-класс по искусству манипуляции. Точнее, ее разоблачению. Оказывается, это явление процветало еще полтора века назад. И дело не в деградации общества, как поспешили бы заклеймить советские критики. А в личности, которая легко идет на сделки с совестью. Для которой карты, деньги и вино удовольствий — смысл жизни. И раскаяния никакого не будет, а лишь сожаление, что сделка сорвалась, и бешеная русская пляска в финале.
На этот раз манипуляция не прошла. Талант обаяния, напор харизмой обманщику не помогли. А в другой? Ведь такие лицемеры, служащие своему эго, заразны для окружающих... Причем в любом веке. Вопрос остается открытым: как вовремя зло разгадать?