Наш турбизнес, как стул с четырьмя хромыми ногами: подломится хоть одна — все рухнет. / Фото: Лысцева Марина

Счастливого пути по «минному полю» отечественного турбизнеса!

Общество

С той же, однако, периодичностью, что и в остальной жизни. Путешествовать опасно настолько, насколько опасно жить. Но если вы не так амбициозны, чтобы уверенно ездить по миру без посредников, а вступили на тропу сотрудничества с турфирмами, знайте: наш туррынок — то еще «минное поле». Но эти «мины» можно обходить.

ИСКУШЕНИЕ ХАЛЯВОЙ

По официальной статистике, только 7–8 процентов россиян имеют загранпаспорта — то есть выезжают за границу. Условно можно считать их людьми обеспеченными. Но — положа руку на сердце — кто, выбирая тур, не упирал свой первый взгляд в графу «Цена», а уже потом — во все остальные? Экономить личный бюджет — дело святое. Только давайте посчитаем. Вам предлагают недельный тур в Доминикану за 1000 долларов. А знаете, какова себестоимость вашего перелета туда? 600–700 долларов.

В соответствии с тем, что осталось на отели и экскурсии, вы и получите качество услуг. Известное дело: картинки в рекламных буклетах и в Интернете, даже видеоролики могут презентовать вам рай земной, а поселить могут в полуторазвездочную развалюху, на экскурсию повезут в автобусе возраста вашей бабушки. На обратном пути могут в аэропорту сутки другие продержать. Конечно, в Египет или Турцию лететь подешевле, но и там расклад получим примерно тот же: 300–400 долларов за тур выглядят желанной халявой, но баксов двести из них «съест» самолет.

Все это актуально сегодня, когда народ раскупает последние туры на Новый год и Рождество, а турфирмы наперебой предлагают горящие путевки. Модель турбизнеса «Налетай — подешевело!» образовалась у нас в начале 90-х, когда объявились первые магазины пресловутой «горячки». Первоначально они еще как-то отслеживали качество предлагаемого товара, но вскоре, как это подчас происходит в любой торговой сети, стали гнать вал, любезно поставляемый операторами «сток» — то, что хоть как-то надо продать.

Задумаемся над экономикой вопроса: любимый нашими туркомпаниями демпинг (снижение цены до «ниже плинтуса») не оставляет места для прибыли. Какой же бизнес без нее? А такой — наш, туристический.

МАСТЕРА УСУШКИ И УТРУСКИ

Не раскрою страшной тайны, если сообщу, что подавляющее большинство российских туроператоров давно уже живут без прибыли — исключительно на объемах. Чем больше клиентов, тем больше шансов новыми деньгами залатать старые долговые «дыры». Чем больше партнеров в разных странах, тем солиднее они выглядят в ряду себе подобных и больше шансов быть купленными зарубежными инвесторами.

Любой убыточный бизнес рано или поздно надо сбыть с рук — и многим нашим «акулам турбизнеса» это удается. Правда, чаще всего лишь на время: разобравшись с ситуацией, при которой деньги надо только вкачивать, не получая отдачи, недавно объявили об уходе с российского рынка швейцарцы, акционеры «Мегаполюс турс». Разругался со своими турецкими партнерами «Тез тур» (а ведь у него банковские кредиты взяты под залог отелей, оставшихся после «развода» за турками).

Как слепить демпинговый турпакет? Находят мастера «усушки и утруски» и неизведанные пути: попробовали запустить чартер на Сардинию, но там фешенебельный отдых — нет потока. А один туроператор вкупе с авиаперевозчиком додумался до чартера в Кению! Экзотика месяц-другой продержалась, и отменили перелет. Минувший весенне-летний сезон был плох тем, что сдулся Египет, гигантский финансовый поток, за счет которого можно было прикрывать недоходные направления, пытаться развивать новые.

Наши, клиентские деньги нужны туроператору как воздух. Перед каждым сезоном он резервирует места в отелях и чартеры, авансируя немалые средства — в расчете, что их компенсируют те, кто купит турпутевки. Но денег хронически не хватает. Внося свои кровные за выбранный тур, вы на самом деле оплачиваете поездку человека, который заплатил задолго до вас, но ему уже пора вылетать — и надо срочно за него перечислять партнеру. И так — по цепочке, как в любой пирамиде. Кто в этой ситуации оказывается крайним? Тот, кто заплатил позже. Следующий клиент, возможно, не придет! Потому так много операторских провалов в конце сезона: новые клиенты с деньгами появляются все реже. Ох, не хочу быть «Кассандрой», но в январе, когда еще не все вернутся домой с зимних каникул, а новых денег в турфирмы почти никто не понесет (вторая половина января — март, известное дело, мертвый сезон), очень вероятны очередные провалы туроператоров. Впрочем, мы к ним уже привыкли.

«ЧАС ВОЛКА» У КАЖДОГО СВОЙ

Наши туроператоры, как правило, всем должны. Пару миллионов — отельной сети, миллион-другой — авиаперевозчику. Эта дебиторская задолженность может «зависать» на годы — но может и оборваться в раз (отель скажет: хватит, не принимаю твоих людей, пока долги не отдашь!). Чаще не обрывается. Ведь отелю тоже жалко терять какихникаких, но постоянных партнеров. Так же и с чартерами: если авиакомпания закупила самолеты, то они должны налетать (пусть даже полупустыми) определенное количество часов в год — иначе нерентабельны. Бывает, удается и договориться с кредитором: я тебе должен два миллиона — отдам один и, считай, мы квиты. Но… Бывает, что так и не бывает. Вот тогда туристов в отель не заселяют, в самолет не сажают.

Кое-что подкидывают порой национальные турофисы — на раскрутку своих направлений. В Москве их представительств довольно много, и у каждого — приличный бюджет. Правда, перед иностранцами за деньги отчитываться надо. Есть и последний путь — банковский кредит. В него отправляются самые отчаявшиеся.

Помните, с чего «все началось»? С краха «Капитал Тура». Так его лидер Инна Бельтюкова вообще кредит под 16 процентов брала: отважная женщина. Чаще процент скромнее. Но на банковских кредитах операторы чаще всего и горят: с банком сложнее договориться — миллион туда, миллион сюда.

«Час волка» — когда с тебя в категорической форме затребуют долги — наступает у каждого туроператора. Как не попасть к «той самой» фирме в «тот самый момент»? Покупая путевку у турагента, обязательно поинтересуйтесь, чей именно тур он продает.

Соберите максимально возможную информацию о нем в Интернете, не ограничиваясь форумами на сайтах самой компании (модератор, как известно, великий человек в информационном обществе). Информация так или иначе просачивается.

Страховка от слова «страх»: чем еще «предохраняться»

Разумно отнеситесь к страховке. Многие ею пренебрегают. И зря. В страховом секторе турбизнеса три звена.

Первое — фингарантия туроператора, застрахованного на ту или иную сумму. Прогорит — страховка пойдет на покрытие издержек. Тут свои «мины». Вопервых, может не хватить: с «Ланта Тур Вояж», говорят, не хватило. Страховаться на большие суммы накладно, а без этого не регистрируют в Реестре туроператоров.

Объявила «Ланта», если помните, о невозможности выполнения своих обязательств — и выдала клиентам бумаги «про это». Клиенты потянулись к страховщикам. Но у тех бумаг «про это», условно говоря, на 90 миллионов, а покрытието — всего 60. В этой-то пропорции (а вовсе не в зависимости от того, насколько лично он пострадал) турист и получит компенсацию.

Да, логичнее было бы страховать каждый конкретный тур. Но для этого нужны специальные программы со специальными кнопочками, на которые будут нажимать в турфирме специальные девочки. Хлопотно. Как же быть нам? Выбирать оператора помельче? Но у него и покрытие поскромнее: пропорция может оказаться не в нашу пользу. Обращайте, опять же, внимание на репутацию страховой компании, выдавшей фингарантию.

Надо отдать должное «Ингосстраху»: он расплатился со всеми потерпевшими от «Ланты». А вот если на страховом полисе написано что-то вроде «Инна Гарант» (как было в случае с «Капитал Туром»), значит, там «все свои» и вам ничего не светит.

Второе звено — на ша личная медстраховка. Обычно ее размер не регламентирован, если не считать страны Евросоюза, которые установили планку на покрытие — не ниже 30 000 евро, иначе визу не получите.

Для нас это, как правило, 1 доллар или 1 евро в сутки. Но оператор частенько экономит и эти гроши: может вложить в пакет страховку, за которую вас разве что зеленкой помажут. Просите нормальную страховку! Она, кстати, не действует, если, например, травма получена в состоянии алкогольного опьянения (этим порой пользуются в Турции и Египте). Могут не принять ее и при солнечном ожоге: сами обязаны за этим следить. Или же если воспользовались услугами несертифицированного экскурсовода. Или же если ехали не на такси, а на каком-нибудь «тук-туке».

Не попадают под действие обычной медстраховки и увечья, полученные при занятиях активными видами спорта — дайвингом, горнолыжным, дельтапланом. Но это уже третье звено страховой цепочки — опциональная страховка.

Любители покататься в горах знают, что ее можно оформить прямо на базе. Но лучше еще дома, у туроператора: в случае чего вы попадаете под юрисдикцию российских, а не чужих законов. Еще вариант добровольной страховки — от невыезда. Это 2–5 процентов от цены тура. Могут отказать в визе, выдать ее с опозданием. Или заболеете. Только насморк не пройдет, а лишь то, что связано с госпитализацией. Или если не поедете, простите, из-за смерти близкого человека. Или если вас пригласят для участия в следственных, судебных действиях. Вариант «Начальник не отпустил» не пройдет — раньше надо думать.

В целом же, желая вам счастливого каникулярного пути, хочу сказать: не бойтесь перестраховаться — во всех выше названных смыслах этого слова. «Мины» вовсе не так страшны, если точно знать, где именно они находятся.

Ирина Щеголькова, руководитель прсс-службы Ростуризма:

—Покупая тур, поинтересуйтесь, какой оператор его организует. Проверьте, состоит ли он в Едином федеральном реестре туроператоров — на сайте Ростуризма www.russiatourism.ru. Внимательно читайте договор! Тогда, скажем, для вас не станет сюрпризом, что при аннулировании тура на Новый год штраф может составить даже все 100 процентов.

Надежда Ястржембская, владелец AURORA CRUISES & TRAVEL «Стюарт, Флорида, США»:

—Финансовые пирамиды обречены. Не может быть стабильной система, в которой сегодняшний отпускник платит не за себя, а за «того парня». Вопрос в том, когда пирамида развалится. Лет 5 назад американская круизная отрасль тоже страдала демпингом. Теперь у компаний сильная антидемпинговая политика. И никто не работает себе в убыток.

Российский демпинг, разрушающий вокруг себя все партнерские связи

Армина Вольперт, генеральный директор тураператора ARMINASTRAVEL «Канкун, Мексика»:

— Жила-была Мексика — экзотичная, потрясающая, эксклюзивная. Российские операторы ее лелеяли, набирали себе очки солидности самим фактом работы с нею. Но полетели прямые самолеты, туроператоры «распилили» блоки мест в них и начали изощряться в демпинге. Блоки выкуплены, это риск. Значит, давайте нам, дорогие наши отели, цены подешевле. А авиакомпании все множат полеты, билеты горят: их сбывают уже ниже себестоимости. Мексиканские турпакеты стали на уровне Египта. Затратный бизнес ищет компенсацию, выжимая туриста на заездах в лавки сувениров, не страхуя внутренние переезды, выбирая дешевых транспортников и гидов, не те отели. Такую Мексику получают ищущие дешевизну туристы.

amp-next-page separator