Когда Полина Смородинова говорит об искусстве, слушатели забывают о времени. Это испытали на себе и главы города и страны, и самые упертые ученики-технари. / Фото: «Вечерняя Москва», Анна Иванцова

Полина Смородинова: После урока о японском искусстве мы пишем хокку

Общество

Первого сентября Владимир Путин и Сергей Собянин посетили гимназию № 1519. Президент энергичной походкой вошел в класс и поздоровался за руку с Полиной Леонидовной. Путин и Собянин уселись за первую парту от двери. Да так заслушались, что руководителю протокола пришлось напомнить о регламенте. Ведь Полина Смородинова умеет увлечь даже тех, чьи интересы далеки от истории искусств.

Полина Леонидовна, что это был за урок?

— Классный час в 10 «Б» под названием «От героев былых времен…» Я представила эту тему через отражение памяти о войне 1812 года в изобразительном и монументальном искусстве. Мы говорили о храме Христа Спасителя, триумфальных арках, воздвигнутых в честь победы. Я предложила рассмотреть несколько картин, посвященных 1812 году, и определить, какие написаны в XIX веке, а какие — в ХХ.

Судя по телерепортажам, для мэра и президента это было не рутинное мероприятие…

— Они живо включились в обсуждение. Когда я стала показывать на интерактивной доске репродукции портретов из Военной галереи героев 1812 года в Эрмитаже, Владимир Владимирович воскликнул: «Туда съездить надо!» И попросил Сергея Семеновича устроить нашему классу поездку в Санкт-Петербург. Мне даже показалось, что гости вышли из регламента. Наш директор заглянул в дверь, Владимир Владимирович в шутку извинился: мол, нас выгоняют…

— Учителям мировой художественной культуры нужно особое мастерство. Старшая школа, у всех учеников репетиторы, курсы, мысли только об институте. А тут изволь учить про живопись Возрождения…

— Раньше историю искусств изучали только в гуманитарных вузах. Хорошо бы приступать к ней, обладая большим запасом знаний. И все же я рада, что МХК, как этот предмет сокращенно называют, остается в школьной программе.

Он учит понимать невербальную информацию — форму, пространство, цвет. К тому же он дает возможность самореализации. В нашей гимназии МХК преподается с 5-го класса, но он интегрирован с рисованием. Рисуем гжель, жостовские мотивы — понемногу проникаемся образами традиционного народного искусства. В 7-м классе основная тема — дизайн и архитектура в нашей жизни. Делаем проект микрорайона, дети клеят из бумаги домики... Им так нравится работать руками! А в 8-м классе приступаем уже собственно к истории искусств, но и там не забываем о самостоятельном творчестве. Например, после того как «нагуляемся» по разным местам Востока — разумеется, виртуально, — я предлагаю ученикам представить себя японцами. Что должен делать японский путешественник?

Фотографировать на каждом шагу?

— Писать хокку! Там не надо уметь рифмовать. Но нужно, чтобы у разных авторов трехстишия сцеплялись по смыслу, и получался целостный многоголосый рассказ. А еще хорошо пофантазировать: мог бы художник иначе разработать тему? Что можно изобразить на картине «Завтрак аристократа»? Ученики предполагают: роскошно сервированный стол, почтительные лакеи… Тогда я показываю знаменитую картину Федотова, где юноша прячет горбушку хлеба от нежданного гостя. Понятна ирония художника и в то же время его сочувствие к герою.

Некоторые педагоги сердятся, если ученик не может с ходу сформулировать мнение о произведении. Обвиняют его в равнодушии, лени...

— Боже упаси! Я понимаю, что свой энтузиазм — прекрасно, а чужой может раздражать. Я веду учеников по прекрасному дворцу, где множество комнат. Я могу только приоткрывать двери и говорить, что за каждой кроется. Если кому-то захочется потом в какую-то из комнаток вернуться, это уже хорошо.

И в какие комнатки удалось «заманить» учеников?

— Один юноша сказал: «Спасибо за Веласкеса, это теперь мой любимый художник». Был класс, где неформальные лидеры, а за ними все остальные, не желали принимать авангард.

Я говорила: пусть у вас любимый художник Шишкин, но постарайтесь понять, почему другие работают иначе. Вроде бы они перестали говорить, что «Малевич просто не умел рисовать по-настоящему». Несколько лет подряд команда гимназии занимает призовые места на городской олимпиаде по МХК. При том, что в ней участвуют в основном школы с углубленным изучением истории искусства. А у нас много образовательных профилей, но гуманитарного художественно-эстетического среди них нет.

— Какую область искусства ученикам труднее всего познать?

— Пожалуй, архитектуру. Мимо старинных зданий в центре Москвы ученики обычно спешат по своим делам, не вглядываясь. Но ведь ее можно изучать не только на примере, скажем, барокко. Наша школа в Строгине... Однажды я предложила посмотреть в окно. Может, и вон та многоэтажка о чем-то говорит? О том, что нас много, а денег на строительство мало, вот и получаются похожие друг на друга пространства. Архитектура — это материализованное устройство общества. А еще можно привлекать знания из других областей. Когда мы обсуждаем, чем стоечно-балочная конструкция отличается от арочной, я упоминаю о сопротивлении материалов. Ученики смеются: «Мы же вроде не на физику пришли!»

—Вот и я удивляюсь: откуда в словаре учителя-гуманитария такие понятия?

— В школе я была отличницей, мне было все интересно. Долго выбирала, куда пойти учиться. Когда меня спросили, почему история искусств, я ответила наобум: «Пригодится потом учить детей прекрасному». Я имела в виду своих будущих детей! Когда младший ребенок (а у меня трое) подрос, я стала искать работу — и остановилась на нашей гимназии. Дело не только в том, что она через дорогу от дома. Мне в свое время очень нравилось учиться в старших классах, и я всю жизнь втайне мечтала вернуться в школу. Но понимала, что учеником меня туда уже не возьмут.

СПРАВКА

Полина Смородинова (р. 1972) окончила исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (1994). Лауреат премии Президента РФ в рамках национального проекта «Образование» (2010), гранта Москвы (2011), конкурса «Учитель года Москвы» (2011). Победитель Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» (2012).

amp-next-page separator