Фото: shutterstock

GSC Game World признана нежелательной на территории РФ: можно ли продолжать играть в S.T.A.L.K.E.R.

Общество

Украинская компания GSC Game World* 18 ноября была признана в РФ нежелательной организацией. В Генпрокуратуре РФ сообщили, что в фокусе внимания разработчика находятся «финансовая поддержка ВСУ и формирование образа России как «государства-агрессора». Самый известный проект украинской компании — серия компьютерных игр о чернобыльской зоне отчуждения S.T.A.L.K.E.R., в которую играли многие и которая до сих пор может быть в игровой библиотеке пользователей. Может ли это привести к проблемам с законом для рядовых игроков, разбиралась «Вечерняя Москва».

Учитывайте текущую обстановку

Адвокат, кандидат юридических наук Андрей Некрасов объяснил, что закон не имеет обратной силы. Игроки, которые приобрели продукцию GSC Game World* до специальной военной операции на Украине, едва ли могли предположить, что в будущем разработчик станет нежелательной организацией и будет спонсировать украинскую армию. Особенно если учитывать, что серию игр «Казаки» компания запустила в 2001 году, а серию S.T.A.L.K.E.R. — в 2007 году.

— Другой вопрос — есть ли необходимость приобретать какие-то новые игры, которые уже выходят сейчас, с учетом текущей обстановки, — отметил адвокат.

На данный момент приобретать продукцию GSC Game World* уже не стоит, поскольку уже известно, что организация была признана нежелательной.

— Лучше воздержаться от покупок каких-либо приложений, игр, дополнений, чтобы избежать наказания за финансирование соответствующей организации, — посоветовал эксперт.

Если игры были приобретены до признания организации нежелательной, то это не образует никакого состава преступления. Покупка продукции уже после признания GSC Game World* нежелательной не будет иметь никакого верного толкования, резюмировал Некрасов.

Кому может грозить ответственность

Юрист Глеб Подъяблонский напомнил, что еще до признания GSC Game World* нежелательной организацией компания публично заявляла о поддержке националистических украинских формирований и армии. Деньги, которые они зарабатывали на продаже S.T.A.L.K.E.R. и другой продукции, передавались на нужды ВСУ.

— Поэтому покупка игр у этой компании с точки зрения правоохранительных органов может быть рассмотрена как спонсирование украинской армии и террористических организаций, — обратил внимание собеседник «ВМ».

В 2024 году GSC Game World* выпустила вторую часть серии S.T.A.L.K.E.R. после 12 лет с момента первого анонса. Ее покупка, считает Подъяблонский, может быть расценена как спонсирование ВСУ.

— Первая игра серии вышла еще в 2000-х. На тот момент националистические организации, входящие в украинскую армию, не были признаны террористическими и запрещенными на территории РФ, а компания не выражала им поддержку. Поэтому к первой игре серии вопросов, скорее всего, не возникнет. А вот по второй игре они могут появиться. Особенно теперь, когда Генпрокуратура всех предупредила, — отметил юрист.

В частности, правоохранительные органы могут заинтересоваться теми, кто рекламирует этот продукт (вторую часть S.T.A.L.K.E.R.):

  • игроками, которые демонстрируют игровой процесс на площадках для публикации и трансляции видео;
  • поклонниками серии, которые проводят по ней тематические мероприятия.

Кроме того, по той же серии S.T.A.L.K.E.R., которая стала одним из главных продуктов GSC Game World*, существует огромное количество фанатских книг и атрибутики. Подъяблонский объяснил, считается ли такая продукция имеющей отношение к нежелательной организации:

— Основным вопросом является то, есть ли в результате проведения мероприятий, продажи книг или атрибутики финансовые отчисления в пользу нежелательной организации. Если да, то однозначно у правоохранительных органов возникнут вопросы. Если нет, то как минимум могут быть претензии касаемо пропаганды и рекламы продукции нежелательной организации, — указал юрист.

Чтобы избежать негативных последствий, не стоит демонстрировать игровой процесс в социальных сетях или рекламировать игры нежелательной организации иными путями, поскольку реклама тоже является разновидностью ее спонсирования, заключил Подъяблонский.

В 2022 году столичный суд удовлетворил иск прокуратуры о запрете на территории России деятельности американской компании Meta**, которой принадлежат социальные сети Instagram*** и Facebook****. Организация также была признана экстремистской. В каких случаях использование принадлежащих компании соцсетей может грозить ответственностью и почему все же не стоит рисковать, выясняла «Вечерняя Москва».

*Признана нежелательной организацией на территории РФ.

**Meta Platforms Inc. — организация признана в РФ экстремистской.

***Instagram — соцсеть признана в РФ экстремистской.

****Facebook — соцсеть признана в РФ экстремистской.

amp-next-page separator