Актер Александр Горбатов в фильме «Авиатор» по роману Евгения Водолазкина исполнил главную роль Иннокентия Платонова / Фото: Пресс-служба компании «Атмосфера кино»

«Невзгоды объединяют людей»: актер Александр Горбатов — откровенно о жизненном опыте

Общество

Фильм Егора Кончаловского «Авиатор» по роману Евгения Водолазкина выходит в кино 20 ноября. Главную роль сыграл Александр Горбатов. «Вечерняя Москва» побеседовала с артистом.

— Александр, ваш Иннокентий Платонов приходит в себя в 2026 году, спустя век после того, как его заморозили в рамках эксперимента. Фильм затрагивает темы бессмертия, любви, прошлого... А про что он для вас?

— Не хочу обрывать этот цветик-семицветик, в котором есть вся палитра красок. Но мне кажется, прежде всего это кино про время, его содержимое, про то, как оно безжалостно. Мой герой очнулся без памяти. И чтобы вспомнить свое прошлое, ему надо увидеть будущее, то есть он анализирует прошлое через призму будущего. В остальном круг тем широк, каждый найдет свое: историю про покаяние, про любовь, про ненависть….

— Если бы вы пришли в себя без памяти, что бы хотели вспомнить первым делом?

— Запах мамы и улыбку дочери.

— Чего вы не хотели бы вспоминать?

— Я считаю, каждый опыт ценен. Ни от чего нельзя отворачиваться, потому что, если из прошлого изъять любое звено, останутся обрывки, исчезнет цельность. Всякий опыт должен дать человеку опору в жизни, сделать его крепче, расставить его приоритеты, цели, ценности....

— Даже негативный?

— И он. По моему опыту, некоторые неудачи прошлого гораздо теплее, чем часть достижений настоящего. Оказывается, что тот деревянный Грааль, которым мы когда-то, может, были недовольны, был честным. А честное тепло всегда жарче любого полешка. И печенная в золе картошка теплее ресторанной. А невзгоды, если речь о них, всегда объединяли людей.

— С какими физическими трудностями столкнулись на съемках?

— Пожалуй, было два физически затратных момента. Во-первых, интересные съемки с крыльями: зима, пурга, Санкт-Петербург.... Меня подвесили с этой конструкцией за спиной на крышу храма, и вот я вишу, болтаюсь, а в лицо бьет ветер.

Во-вторых, когда мы запускали самолет. По буеракам наших русский полей проехать авиационной технике не так легко, а ее содержимому и подавно: это дает представление о том, каково находиться внутри блендера.

В целом тут был скорее актерский вызов, чем физическое испытание. Процесс требовал того или иного внутреннего решения, при выборе которого указателем служил наш режиссер Егор Андреевич Кончаловский.

— Это скорее режиссерское, не продюсерское кино?

— Тут произошел симбиоз и режиссера, и продюсеров. Это кино зрительское, требующее внимания и позволяющее подумать. Зрителю оставляют воздух, не все разжевывают. Это не лапша быстрого приготовления, но качественное блюдо, скорее напоминает пирог. По для меня главное, чтобы кино несло что-то зрителю, чтобы он после прочитал роман или задумался, «что такое хорошо, а что такое плохо».

— О чем вы мечтаете? От чего бы хотели избавиться?

— Сложный вопрос. О «мире во всем мире»? О собаке, доме, простых вещах? Да ни о чем я не мечтаю.... Мне много не надо. Избавиться бы хотел от мусора в голове.

— Как это сделать?

— Идти в труд. Полностью занять голову трудом: физическим — в огороде поработать или умственным — хорошую литературу почитать. Литература делает человека мыслящим, помогает отличить правду от лжи. Не вестись на шум, которого всегда много. В дело идти, лишнее и уйдет. Но у каждого свой ориентир и компас.

— Огонь или лед?

— По гороскопу я Овен. Родился в год Дракона. Так что — огонь.

— У вас две дочки, Мира и Теона. Что хотите им дать?

— Воспитание отца. Но это сугубо личная тема. Людям нужно то, чем я занимаюсь, а не моя семья. Не хочу это смешивать.

— Что ближе: когда мысль подается просто, чтобы понял каждый, или сложно, для «имеющих уши слышать»?

— С одной стороны, иногда ребенок задаст вопрос, который проще пареной репы, а начинаешь задумываться — и понимаешь, что не знаешь, как ответить. А порой дать ответ на сложные вопросы оказывается легче легкого. Мы, наверное, так устроены, что кидаемся на все необычное, лезем через буераки.

— Зачем людям нужно кино?

— Кино является неотъемлемой частью мирового искусства. Любое искусство, как известно, делает людей лучше. Оно зеркало. Отражает нам нас. Мне не совсем понятно искусство как «игра в бисер», когда человек пытается заново изобрести велосипед. Да не выдумаете вы ничего нового! Все уже было. Но нас там не было. А вот найти простоту — это тяжело.

— Кино не терпит суеты?

— Да, но сейчас часто этим грешат. С «Авиатором» нам было позволено снимать 1,5, максимум 2,5 минуты экранного времени за смену, в зависимости от съемочного дня. В этом заслуга продюсеров, стремящихся к чистоплотности съемочного процесса. Мы снимали кино, а не занимались беготней, спринтом. Это счастье — размеренно, грамотно и толково погружаться в процесс.

— Вы служите в Театре Вахтангова. Недавно были на гастролях в Китае. Как прошло? Какие у вас театральные планы?

— Принимали замечательно. В Китае большие залы, невероятные города, люди.... Но это другой мир. Тот, который удивил знанием нашего мира, пониманием его содержимого и уважением к нему. В Театре Вахтангова года полтора назад мы выпустили спектакль «Повести Пушкина», где я играю Сильвио в «Выстреле» и Минского в «Станционном смотрителе». И впереди огромная работа, которую пока называть рано. Готовим ее к следующему театральному сезону.

ДОСЬЕ

Александр Горбатов родился 25 марта 1988 года в Запорожье. Окончил Театральный институт имени Б. Щукина, курс Н. Дворжецкой в 2015 году. Служит в Театре имени Вахтангова. Дебютировал на экранах в 2013 году в сериале «Все сначала». В его фильмографии более 40 ролей в кино и сериалах, включая «Шаляпин», «ГДР», «Угрюм-река», «Ржев», «Тихий Дон» и другие.

amp-next-page separator