Супруги Александр и Ася Вылегжанины с сыном Мишей живут в старом доме в Тимирязевском районе. Плюс многих старых домов в том, что они находятся в зеленых, тихих районах с хорошей инфраструктурой / Фото: Наталья Шатохина / Вечерняя Москва

Хрущевка или новостройка: какая квартира лучше и что выбирает молодежь

Общество

Крупная строительная компания поделилась неожиданными результатами исследования: треть россиян считает советские панельные дома уютными и привлекательными.

А особенно, по словам исследователей, ценят их миллениалы — люди в возрасте от 30 до 45 лет. Более половины из них признаются, что находят в хрущевках и брежневках особую атмосферу, которую современные новостройки не способны воспроизвести: зеленые дворы, знакомые с детства фасады и ощущение «лампового» уюта.

Но стоит ли верить их словам? Все-таки непросто представить, что люди, каждый год покупающие новые смартфоны, выберут для жизни дом вдвое старше себя — просто из-за ностальгии.

Результаты опросов не всегда отражают реальные тенденции. Говорить-то социологам можно что угодно. Важнее — какие дома миллениалы выбирают на самом деле. Чтобы это выяснить, «Вечерняя Москва» обратилась к экспертам.

Взял квартиру без запаха

Профессиональный риелтор, руководитель компании «Свиридов и партнеры», Олег Свиридов, убежден — опрошенные явно лукавили:

— Не так давно мы выбирали для молодого покупателя жилье. В его окружении говорили, что старые дома лучше. Однако, когда мы по ним проехались, посмотрели сталинские, брежневские, хрущевские дома, у него возник вопрос: «А почему у них всегда есть какой-то свой запах?». В итоге мы с этим покупателем пошли и взяли квартиру в новостройке. Причем он выбрал жилье с ремонтом.

Вместо дома «с историей», с которым перед заселением еще наверняка придется повозиться, он взял «стерильную» квартиру, с типовой планировкой.

— Я не поверю, что молодые люди, которые действительно планируют покупку, считают, что особенная «изюминка» в старых домах может как-то повлиять на их выбор. Было бы понятно, только если бы они сказали: «Мы купим квартиру, которая идет под реновацию, чтобы потом получить современное жилье».

По словам эксперта, у новостроек есть большое конкурентное преимущество: даже если человек не попадает ни под одну из программ, скажем, по семейной, военной ипотеке, у него всегда есть возможность совершить покупку в рассрочку.

— С точки зрения архитектурных, дизайнерских идей многие старые дома далеки от идеала, — добавляет Свиридов. — Пятиэтажные дома без лифта могут казаться удобными, пока тебе 20-30-40 лет. Ты еще можешь бодро бегать на пятый этаж, может, даже поднимешь туда коляску. Но со временем жить так становится все труднее. У меня были примеры, когда люди переезжали с очень хороших адресов. Например, с Мосфильмовской, 13. В тех краях снимался фильм «Москва слезам не верит». Катерина Александровна как раз жила на Мосфильмовской. Даже из таких «генеральских» квартир люди перебирались в новые жилые комплексы, потому что хотели дом нового класса и нового качества.

Ностальгия ни при чем

Выбирая между хрущевкой и новостройкой, и зумеры, и миллениалы остановятся на втором варианте. Это мы уже выяснили. Проблема в том, что у них не всегда есть такой выбор.

— Я думаю, что интерес к старому жилью поддерживает сама ситуация на рынке, образовался уже ощутимый разрыв в уровне цен между вторичным жильем и новостройками, — объясняет вице-президент Российской гильдии риелторов Ирина Зырянова. — В пользу выбора новостройки пока говорит только возможность приобрести квартиру с использованием льготной ипотеки, чего на вторичном рынке нет, но есть и другие, менее очевидные факторы, которые уравновешивают шансы. При прагматичном подходе, который более свойственен миллениалам по сравнению с зумерами (в силу разного возраста и накопленного личного опыта), при одинаковом бюджете на покупку жилье в поздних советских панельных домах будет больше по площади и по количеству комнат, чем в новостройке, при этом при надлежащем содержании разница в техническом состоянии квартир и домов не будет слишком большой. Скорее всего, социальная и транспортная инфраструктура в давно обжитых микрорайонах будет значительно лучше, чем в только что построенных.

Миллениалы, в отличие от зумеров, уже создали семьи, у них родились дети, и в этом смысле вторичное жилье, по словам эксперта, для них предпочтительнее.

— Внешне такой прагматизм может быть прикрыт эмоциональными воспоминаниями, эстетикой и уютом, но на самом деле выбор будет делаться совсем по другим причинам, — уверяет Зырянова.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Анастасия Савенкова, кандидат социологических наук:

— У миллениалов, и не только у них, но и представителей других поколений, есть настороженное отношение ко вторичному жилью. Существуют представления о рисках, связанных с ним. Это всякие вопросы наследования, вопросы юридической защищенности. После прецедента с делом Долиной опасений стало еще больше.

Но учитывая то, что сейчас до сих пор сохраняется очень высокая ставка рефинансирования, есть разрыв в стоимости между первичным и вторичным жильем, миллениалы просто вынуждены делать выбор в сторону вторички. Она финансово более доступна, ее можно потянуть.

Важно и то, что миллениалы сейчас находятся в активном репродуктивном возрасте. Для них вопрос решения жилищной проблемы стоит острее, чем для зумеров, которые готовы какое-то время пожить в квартире студийного типа. При этом основная часть квартир, которые продаются в новостройках, — это, собственно, студии либо однушки. Их больше 50 процентов на рынке жилья. Для семьи, планирующей рождение ребенка, это не подходит. Лучше выбрать вторичное жилье, где все-таки есть разделение пространств.

amp-next-page separator