Блогер Максим Кононенко. / Фото: Ìàøêîâ Þðèé

Максим Кононенко о Березовском: «Мне не кажется, что он «демон»

Общество

Смерть бизнесмена, а в прошлом влиятельного «теневого» политика Бориса Березовского породила немало кривотолков и пересудов. Естественно, не обошлось и без ушатов грязи и гневных филиппик. Однако многим представителям креативного класса покойного олигарха, умершего в одиночестве в чужой стране, стало откровенно жалко. Не стал исключением и Максим Кононенко – журналист, писатель и радиоведущий, известный на просторах всемирной сети под псевдонимом Mr. Parker.

- Что вы думаете о покойном Борисе Березовском?

- Это был безусловно талантливый человек, узнать о котором мы могли только в тех условиях, в которых узнали. В ситуации вакуума власти около этой самой власти оказываются совершенно левые, проходящие люди. Так что это очень символическая фигура для 90-х. И даже трагическая. Лично мне жалко, что он умер в одиночестве, в изгнании.

- После отъезда в Лондон, многие СМИ объявили Березовского своеобразной «осью зла», этаким дьяволом во плоти…

- Я честно говоря не могу предъявить Березовскому никакого абсолютного зла. Я знаю что он довольно долго занимался какими-то переговорами в Чечне, комбинировал что-то с телеканалами и политическими проектами. Сейчас все те вещи, которые он комбинировал, оказались для страны положительными. Мне не кажется, что он «демон». По-моему он скорее фигура трагическая, непонятая и недопонятая. Хорошо бы, чтобы его похоронили бы здесь, и чтобы на эту тему не было бы никаких спекуляций.

- Немало спекуляций ходит вокруг связи покойного с всплеском протестной активности последних полутора лет. Некоторые даже записали его в своего рода «серые кардиналы» уличной оппозиции…

- Это абсолютно не так. Сразу же после того как Березовский уехал, стало понятно что он неадекватно воспринимает ситуацию в России. Особенно видно это стало, когда была «оранжевая революция» на Украине. То что он тогда говорил и пытался делать, показывает,  он абсолютно не понимал, что происходит в стране на самом деле. В этом собственно и заключается трагедия Березовского: он думал о русском народе намного лучше, чем он того заслуживает. Он недооценил страшную инертность и консервативность людей. Причем не только в России, но и в Англии. Ведь неожиданно оказалось, что никому ничего не надо. И во многом это и послужило причиной трагедии Березовского. Он всею жизнь бежал, и в итоге оказалось что он-то добежал, но вокруг уже никого нет. Все остались сзади, потому что никто не хотел больше бежать.

- Ну тогда в чем же причина «демонизации» Березовского?

- Лично я не вижу в этом никакого сверхплана.  Ведь медиа устроены достаточно примитивно – им важно иметь некие маяки, к которым можно возвращаться в качестве назидательных примеров. Вот так Березовский и стал олицетворением зла. Просто так было принято, и это было всем удобно. Не было никакого заседания ЦК КПСС, который постановил бы, что Березовский будет главным врагом. Нет. Просто так делали редакторы всех СМИ, журналисты, колумнисты – так было удобно. Вот Людмила Алексеева у нас абсолютно хорошая, а Борис Березовский – абсолютно плохой. А на самом деле, что первый, что второй случай не имеет никакого отношения к действительности. Просто так удобно.

- Уже после смерти на Березовского вылили немало словесных помоев. Что это – попытка пнуть «мертвого льва»?

- Это связано с тем же самым удобством. Бывают люди с разной интеллектуальной сопротивляемостью. Есть одни, которые могут играть в игры очень долго. А есть другие, которые со временем начинают верить, что это не игра, а реальная жизнь. И довольно большое количество людей, которые начинали использовать Березовского в качестве «демона» просто в силу того, что так принято, начинали на самом деле верить, что он «демон». Наверное, с этим это и связано. Хотя на самом деле никакой особенной грязи в его адрес от людей, которых интересно было бы послушать, я не видел. Вся грязь происходит от тех людей, которых слышать и читать неинтересно.

- Хотели бы вы попрощаться с ним лично?

- Я не хожу на публичные мероприятия. Но если его решат похоронить в Москве (скорее всего, если такое решение будет принято, то на Востряковском кладбище), я бы когда-нибудь сходил на его могилу. Почему нет? Я думал об этом, и мне нечего ему предъявить. Пожалуй, только кроме невнятных подозрений, что он мог иметь отношение к убийству Листьева, в чем лично я сомневаюсь.

amp-next-page separator