Фото: Shutterstock

Когда не имеют права отказать в отпуске за свой счет

Общество

Отпуск без сохранения заработной платы — это право работника временно прервать трудовую деятельность по семейным или иным уважительным причинам. Закон четко определяет категории граждан, которым работодатель обязан дать такой отпуск на основании письменного заявления и не имеет права ответить отказом. «Вечерняя Москва» узнала у юриста Елены Рудаковой, в каких случаях работодатель не может отказать сотруднику в отпуске за свой счет.

По ее словам, отпуск за свой счет (неоплачиваемый) — это временное освобождение от работы без сохранения зарплаты, о длительности которого работодатель и работник договариваются между собой.

— Согласно статье 128 Трудового кодекса такой отпуск можно взять по семейным обстоятельствам или при наличии уважительной причины. В страховой стаж неоплачиваемый отпуск не входит, потому что в этот период работодатель не отчисляет страховые взносы. Неоплачиваемый отпуск нельзя перенести на следующий год, а также продлить на время больничного, — сообщила она.

Эксперт напомнила, что в статье 128 ТК РФ указано, кому обязательно нужно предоставить неоплачиваемый отпуск по заявлению. К этим категориям граждан относятся:

  • участники Великой Отечественной войны;
  • работающие пенсионеры по старости;
  • супруги и родители военнослужащих и некоторых госслужащих, погибших или умерших из-за увечий, полученных во время исполнения обязанностей или из-за заболевания, связанного с прохождением службы;
  • работающие инвалиды;
  • работники, у которых родился ребенок, умер близкий родственник, а также в случае регистрации брака.

Юрист отметила, что на отпуск без сохранения зарплаты также имеют право работающие по совместительству, если оплачиваемый отпуск длится меньше, чем на основной работе.

Специалист объяснила, что в статье 174 Трудового кодекса рассмотрены случаи, когда сотрудник получает среднее профессиональное образование, работодатель обязан дать неоплачиваемый отпуск:

  • работникам, допущенным к вступительным испытаниям;
  • работникам, которые учатся очно по программам с государственной аккредитацией, чтобы пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию.

— Если сотрудник написал заявление заранее, работодатель должен сообщить ему, что отказывает в отпуске. Могут отказать в неоплачиваемом отпуске по семейным обстоятельствам, если, например, работник не относится к льготной группе, работодателю причины покажутся неуважительными или, наоборот, причины веские, но работник не приложил к заявлению никакие подтверждающие документы, — говорит Рудакова.

Закон не устанавливает минимальный или максимальный срок неоплачиваемого отпуска для всех сотрудников. Однако сроки для отдельных категорий работников указаны в Трудовом кодексе и законах:

  • участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий — до 35 дней за год;
  • работающим инвалидам, инвалидам войны — до 60 дней за год;
  • народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции — до 10 дней за год;
  • работающим пенсионерам по старости, а также супругам и родителям военнослужащих и некоторых госслужащих, погибших или умерших из-за увечий, полученных во время исполнения обязанностей или из-за заболевания, связанного с прохождением службы, — до 14 дней за год;
  • работникам в случае регистрации брака, рождения ребенка, смерти близкого родственника — до пяти дней;
  • гражданским служащим — до года.

Для работников, получающих высшее образование:

  • допущенным к вступительным испытаниям — 15 дней;
  • слушателям подготовительных отделений вуза для прохождения итоговой аттестации — 15 дней;
  • студентам, чтобы пройти промежуточную аттестацию, — 15 дней в учебном году;
  • подготовиться и защитить ВКР, сдать итоговые государственные экзамены — четыре месяца;
  • сдать итоговые государственные экзамены — один месяц.

Для работников, получающих среднее профессиональное образование:

  • допущенным к вступительным испытаниям — 10 дней;
  • студентам, чтобы пройти промежуточную аттестацию, — 10 дней в учебном году, государственную итоговую аттестацию — до двух месяцев.

Майские праздники предложили сделать непрерывными. Объединить выходные можно за счет сокращения некоторых праздников в холодные месяцы, например февральских, ноябрьских или мартовских. С такой инициативой выступил заместитель секретаря Общественной палаты России Владислав Гриб. Независимый HR-эксперт Зулия Лоикова в беседе с «ВМ» рассказала, насколько реализуема эта инициатива и полезна ли она для работающих россиян.

amp-next-page separator