Дмитрий Корнеев: Работаем на планшетах, а считаем устно

Общество

Литература или математика не меняются столетиями, а компьютерные программы появляются каждый месяц. Учителю информатики надо не ударить в грязь лицом.

Дмитрий Борисович, можно ли удивить современных школьников? Они же хватаются за «мышку» раньше, чем научатся есть ложкой.

— Я бы не стал преувеличивать. Да, дети часто бравируют (особенно классе в 6–7м): мол, они все знают. На самом деле они умеют включать компьютер, играть, сидеть в социальных сетях, делать несложные запросы в поисковиках. Даже правильно назвать элементы компьютера не всегда умеют.

Как в анекдоте про шпиона Васю, который «похитил компьютер из ФБР», а на самом деле умыкнул только монитор?

— Часто жалуются: «У меня не включается процессор». Они слышали, что именно так называется основное устройство компьютера. На самом деле не включается системный блок.

Самоуверенность пропадает после выполнения первых заданий. В нашей школе для всех уроков делают компьютерные презентации. Многие думают, что научились этому еще дома.

Но у них получается калейдоскоп пестрых картинок. А сделать презентацию — наука. На одном слайде — одна мысль, при работе с графическими объектами — не больше трех изображений сразу и не больше трех цветов. Для заголовков и надписей-обозначений используется рубленый шрифт, для информационного текста — с засечками. Периодически надо использовать пустой слайд — это останавливает внимание.

Вопрос на засыпку: какого цвета крыша нашей школы?

Ой, я, когда шла, не обратила внимания…

— Не подходите к окну, все равно не увидите. Надо открыть в Интернете карту и увеличить, чтобы стало видно здание. Для многих шестиклассников, даже «продвинутых», это открытие.

Десятиклассникам я даю вопрос: как часто маленький Юра Живаго ездил в Дуплянку? Говорю, что через год вам предстоит изучать этот роман, не вредно познакомиться с ним заранее и научиться делать грамотный запрос по тексту.

Заодно помогаете учителям литературы!

— Информатика часто интегрирована с другими предметами, например с математикой.

Много задач на программирование. Мы сейчас создаем базу данных для ЕГЭ, переводя задачи на компьютерный язык. Если задача по геометрии, надо сперва представить стереометрическую фигуру в графическом редакторе, решение с помощью формул — в текстовом редакторе, а затем разместить все это в системе дистанционного обучения в Сети.

Вы спросили, как завоевать и удержать уважение детей.

Технологии развиваются такими темпами, что каждый год содержание урока либо меняется, либо серьезно корректируется. Однажды летом вышло приложение, которое позволяет создавать собственные книги: закачивать в них ролики, делать систему тестирования, чтобы опрашивать учеников в конце каждого параграфа.

Представляете, какие учебники можно делать таким образом? И я решил к началу учебного года сделать книгу о Ломоносове, чтобы представить ее ученикам и коллегам. Сейчас я бы справился за два-три часа, а тогда две недели практически не спал. Но вы знаете, у наших учеников такая сумасшедшая работоспособность, что от них заряжаешься энергией. И хочется им соответствовать.

С этого года я стал активно использовать «облачные технологии», которые позволяют всему классу совместно работать с документами. Ребятам очень нравится программа Microsoft Mouse Mischief: ученики могут одновременно, каждый с помощью собственной мышки, рисовать на общем экране (их курсоры обозначаются разными значками, чтобы не было путаницы).

А компьютеры, которые поставляют в школу, достаточно новые?

— Поступает много новой техники. Увы, не везде есть лаборанты, и учителей информатики другие педагоги просто разрывают на части, требуя «помочь с компьютером».

Кстати, мы стали проводить на осенних каникулах курсы для учителей по созданию презентаций, мастер-классы по использованию учебного оборудования и программных продуктов. В третьей четверти учителя давали открытые уроки, где показывали полученные знания.

Но стационарные компьютеры и даже ноутбуки — уже вчерашний день. Сейчас все популярнее планшеты. Ученики к нам добираются со всех концов Москвы, они могли бы делать домашнее задание на планшете, пока едут в школьном автобусе. Но не все ресурсы адаптированы под эти устройства. С этого года мы перешли на учебник английского языка, у которого есть сетевая поддержка. А на планшетах она не открывается! Но этот вопрос постепенно должен решаться.

Не слишком ли завязана наша жизнь на компьютерных технологиях? Может, иногда лучше обойтись без них?

— И эту проблему в нашей школе понимают. Не забывают учить устному счету — это тренирует мозг. И на урок информатики запрещено приносить с собой калькулятор. Воспользоваться этой опцией в компьютере не получится — задачи, где надо считать, выполняются в тетради, за общим круглым столом.

Все равно на ЕГЭ и ГИА придется считать в столбик. Пусть привыкают.

СПРАВКА

Дмитрий Корнеев родился в 1980 году. Окончил Московский городской педагогический университет (2004) и Академию труда и социальных отношений (2007). Заместитель директора по информационным технологиям Ломоносовской школы, учитель первой категории. Лауреат II Всероссийской олимпиады педагогического мастерства.

amp-next-page separator