Самый чистый воздух — на уровне начиная с пятого этажа и выше

Общество

Москва как никакой другой город много делает для сохранения и оздоровления окружающей среды. Но нельзя закрывать глаза на то, что в мегаполисе еще остается множество экологических проблем. И «Вечерняя Москва» всегда стремилась помочь их решению. Эксперты рассказывают, что еще нужно предпринять для очищения городской атмосферы и что делать каждому из нас, чтобы дышать как можно более чистым воздухом и пить как можно более чистую воду.

После самого глубокого выдоха в легких человека сохраняется еще 1–1,5 литра так называемого остаточного воздуха.

При обычном спокойном дыхании человек вдыхает по 500 миллилитров воздуха. Однако до альвеол доходит лишь около 350. Остальные 150 заполняют воздухоносные пути.

Значит, к тем 3 литрам воздуха, которые содержатся в легких, обновление приходит лишь на 1/7. Иными словами, альвеолярный воздух лишь разводится свежим, а не обновляется полностью.

Это имеет свой смысл: притекающая к альвеолам кровь все время соприкасается с воздухом примерно одинакового состава.

В Москве загрязненный слой воздуха достигает 10–15 метров в высоту.

— Комфортными для дыхания я назвал бы квартиры, расположенные не ниже пятого-шестого этажа, — говорит Валентин Зайцев, доктор технических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО «Зеленая химия для устойчивого развития» Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева. — Правда, с одной оговоркой: если кухня большая и с хорошей вентиляцией. Во время приготовления пищи, особенно на газовых плитах, выделяется огромное количество канцерогенных веществ.

Зимой дыханию москвичей досаждают районные тепловые станции, работающие на мазуте. Они выбрасывают в окружающую среду огромное количество оксидов азота. А летом вредят испарения от асфальта, который еще не везде заменили плиткой. Но все же до 90 процентов летучих ядов «поставляет» автомобильный транспорт.

Особенно вредны в этом отношении автомобильные пробки. При работе на холостых оборотах двигатели не сжигают топливо полностью, и продукты сгорания попадают в организм как водителей, так и пешеходов. Облако выхлопных газов от автомобильной трассы (улицы) разлетается примерно на 100 метров в обе стороны. За городом в такой полосе от дороги нежелательно собирать грибы, выращивать сельскохозяйственные культуры… — Проблемы с загрязнением атмосферы во всех больших городах мира одинаковые, — продолжает Валентин Зайцев.

— Но в нашей столице пока не слишком активно борются за чистоту воздуха. Западные мегаполисы давно перешли на использование более качественного бензина для автомобилей. На каждой машине установлены «дожигатели» выхлопных газов топлива. Развивается, пусть и не быстро, электрический транспорт. Не так давно Лондон был столицей смога. Сейчас наши туристы, посещая его, наслаждаются чистым воздухом. В нашем городе такой дожигатель — большая редкость. Электромобилей и вовсе не видать.

И все же транспорт в столице постепенно становится экологичнее. Строятся новые линии метро и скоростного трамвая, обновляется автопарк. Москва — единственный регион России, где запрещено продавать топливо ниже класса «Евро-4».

В нашем городе есть специальная служба контроля за состоянием окружающей среды — ГУП «Экомониторинг». Она постоянно расширяет сеть своих пунктов наблюдения, в том числе за качеством атмосферы, ежедневно публикует данные о качестве воздуха в столице.

Экологическая ситуация резко улучшилась с присоединением Новомосковского округа. В год на экологию в Москве тратится около 300 миллиардов рублей, и эти расходы увеличиваются.

Свою лепту в загрязнение воздуха вносят и тепловые станции, но все же сильнее всего его отравляют выхлопные газы автомобилей. Надо переходить на экологичный транспорт. / Фото: РИА Новости

Как «Вечерка» помогла защитить экологию

После Стокгольмской конференции (1972 год) по вопросам охраны окружающей природной среды во всех странах активизировалась природоохранная деятельность. Потребовались специалисты.

Московский химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева стал одним из первых вузов, где была организована их подготовка.

Но номенклатура ваковских специальностей пересматривалась раз в пять лет. Необходимы были дополнительные аргументы.

На очередном чаепитии в редакции газеты «Вечерняя Москва» я пожаловался на сложившуюся ситуацию. Мне было предложено немедленно написать статью о крайней необходимости введения такой специальности, которая сразу же была опубликована и перепечатана другими газетами.

Все эти публикации с соответствующими письмами редакторов газет направлялись академику Николаю Павловичу Лаверову, председателю Государственного комитета Совета министров СССР по науке и технике, а некоторые из них дополнительно звонили ему «по вертушке» и… дело было сделано.

По книге: Зайцев В. А. Промышленная экология. М., 1998.

Верхний слой почвы заменяют, очищая его от примесей

В некоторых районах снимают старую почву на глубину до 20 сантиметров и взамен привозят новую, черного цвета.

— Верхняя часть почвы загрязнена битумно-асфальтовыми смесями, сажей, нефтепродуктами, солями, тяжелыми металлами, — говорит Виктор Белобров, заведующий отделом Почвенного института им. В. В. Докучаева Россельхозакадемии, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры физической географии и геоэкологии Института естественных наук МГПУ. — Самоочищение московских почв — процесс длительный и затратный. Самый эффективный способ — их замена на новые и хорошо удобренные.

В почвенном покрове города преобладают урбаноземы — почвы с нарушенным строением профиля, несогласованным залеганием горизонтов, наличием антропогенных горизонтов с высокой степенью загрязнения. Мощность антропогенно-преобразованной толщи — от нескольких сантиметров до одного и более метра. А слой гумуса в некоторых местах истончился до 2–4 сантиметров.

От 5 до 70 процентов площади городских почв захламлено строительным и бытовым мусором, причем не являются исключением и природные заказники и парки. На Воробьевых горах, в лесопарке «Лосиный Остров», в парке «Москворецкий» захламлено более 20 процентов территории.

Все же, по данным ГПБУ «Мосэкомониторинг», большая часть почв Москвы относится к слабо- и среднезагрязненным. За два года отмечено снижение концентрации тяжелых металлов на 40–70 процентов. Есть и благоприятная тенденция: почвы становятся менее засоленными. Потому что зимой применяются новые, менее опасные реагенты, а убранный снег вывозят на плавильные пункты.

— Необходимо срочно вырубать все сухостойные деревья, — добавляет Виктор Белобров. — Примерно 80 процентов взрослых деревьев и кустарников в городе уже пережили собственный возраст. Пришла пора посадки долговечных лесных пород, например дуба красного и ч ерешчатого, липы разных видов, каштана конского, лиственницы, сосны кедровой, ели и можжевельника разных видов в зависимости от почвенно-экологических условий.

КСТАТИ

За последние два года в столице для улучшения почв:

● заменен грунт на газонах площадью 3 миллиона квадратных метров, на что израсходовано 1,8 миллиарда рублей;

● ежегодно производится озеленение территории (в основном газонов) на площади около 10 тысяч гектаров;

● высажено около 200 тысяч деревьев и кустарников.

По утрам надо открывать кран на несколько минут, чтобы смыть из труб cкопившийся за ночь осадок

Московская водопроводная вода, по оценке ученых из ОАО «НИИсантехники», заслуживает уважения. Ее качество полностью соответствует санитарным и гигиеническим требованиям. Но специалисты настойчиво советуют москвичам утром в течение нескольких минут держать кран открытым и в любое время суток использовать для питья и приготовления пищи только тщательно отфильтрованную или бутилированную воду.

— Вода является совсем чистой лишь в небольшом отдалении от очистных сооружений, — говорит кандидат технических наук Александр Кучеров, руководитель экологической инжиниринговой компании при РХТУ имени Д. И. Менделеева. — До нашего крана она проходит по трубам путь в несколько десятков километров. Этим трубам — десятки лет, и они заросли ржавчиной, отложениями различных вредных солей. Но даже если магистральные трубы до входа в многоквартирный дом новенькие, пластиковые (их все больше в городе), то внутри здания водопровод давно сгнил и держится на честном слове. Кстати, чем чище вода, тем больше она растворяет в себе грязи (таково ее уникальное свойство). В результате утром у вас в кране не вода, а бульон из ржавчины, слизи и болезнетворных бактерий.

Чтобы удалить его, надо сильной струей слить 1 или 2 литра. Если вы встали рано и весь подъезд спит, то надо бы слить воду со всего стояка. На это в большом доме потребуется около 10 минут (примерно — 100 литров).

Магазины переполнены некачественной сантехникой из Китая и других азиатских стран. Красивые, блестящие краны, как правило, изготовлены без соблюдения какой бы то ни было технологии.

— В результате такие тяжелые металлы, как хром, медь, никель, марганец, легко смываются водой в ваш чайник или кастрюлю с супом, — говорит Александр Кучеров. — Ускоренному их вымыванию способствует хлорирование и озонирование воды на очистных сооружениях. Ионы тяжелых металлов, применяемых при изготовлении водопроводных кранов, отрицательно влияют на основной регулятор процессов жизнедеятельности организма — кальмодулин. Нарушение его действия в организме человека приводит к наследственным болезням, сердечно-сосудистым расстройствам, онкозаболеваниям, умственной неполноценности.

Бытовые фильтры не очищают воду от тяжелых металлов до допустимых норм. Для этого в квартире требуется устанавливать целые очистные системы, которые стоят от 30 до 60 тысяч рублей. Они работают по принципу «обратного осмоса», то есть очищают воду до состояния дистиллированной. Но вода такой высокой чистоты, проходя через организм, вымывает из него все полезные соли — разрушает костную и мышечную структуры.

— Брать воду из артезианской скважины — тоже не выход, — говорит Александр Кучеров. — В советское время на территории Москвы работали всего около 120 артезианских скважин. Все они находились под жестким контролем санитарной инспекции. Сегодня их количество не поддается никакому учету. В Подмосковье располагаются 11,7 тысячи садоводческих товариществ. У многих на участке скважина глубиной до 30 метров, устроенная без какой бы то ни было герметизации.

Значит, все поверхностные стоки проникают в водоносные горизонты.

Имейте в виду, что и бутилированная вода не идеальна.

Не все производители насыщают ее полезными солями и минералами: стоимость доводки воды до питьевой нормы равна стоимости очистки.

Поэтому надо грамотно подобрать поставщика.

amp-next-page separator