Когда проводишь урок в музее, самые глобальные темы становятся понятными, наглядными и доступными. На фото занятие астрономического кружка в одном из залов Московского планетария. / Фото: Вечерняя Москва

Исследуем мир через призму города и выходим за рамки программы

Общество
Москва — город больших возможностей! Как часто мы это слышим… Но часто ли используем возможности, которые предоставляет нам этот замечательный мегаполис?

А ведь в Москве только музеев такое количество, что, если каждый день ходить в новый, то на посещение всех понадобится полтора года! А еще есть театры, парки, библиотеки… Москва — прекрасный образовательный ресурс. Педагоги столицы, методисты Городского методического центра разработали проект «Урок в Москве». Он дает преподавателям возможность выйти за рамки школьной системы — и за стены школы. Суть его в том, что изучение программных тем организуется на базе учреждений культуры города. И здесь Москва предстает во всем многообразии форм — и как арена общественных отношений, и как социальная структура, и как развитый комплекс хозяйства и экономики, как центр культуры, искусства, как исторический артефакт.

Проект «Урок в Москве» является долгосрочным. Главный принцип — организация самостоятельной исследовательской деятельности.

Методисты кафедры географии Городского методического центра Светлана Викторовна Жукова, Валерий Леонидович Марков, Михаил Александрович Седелкин и Дмитрий Александрович Сковородкин одними из первых приступили к разработке уроков с использованием ресурсов города. Проведя один урок вне школьных стен, в Московском планетарии, я увидела, как горят глаза моих учеников, с каким интересом они изучали тему «Земля во Вселенной», и поняла, что такая форма урока им нравится гораздо больше. Дети стали все чаще интересоваться, когда мы вновь отправимся на урок географии в музей. Это подтолкнуло меня на разработку собственных уроков. Вулканы мы отправились изучать в Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского. Ребята смогли не только познакомиться со строением, причинами возникновения вулканов, но и узнать, что они, помимо вреда, приносят и пользу человеку. Минералы мы изучали в Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана Российской академии наук.

Но, к сожалению, не всегда есть возможность выйти на урок за пределы школы. Но и в таком случае урок может быть нестандартным. Ведь город как образовательный ресурс представлен не только за стенами образовательного учреждения, но и в виртуальном пространстве — сетью порталов правительства города Москвы, сайтами библиотек, музеев, школ, электронными образовательными ресурсами. Виртуальное путешествие позволяет сохранить интерес ребят к изучению географии.

СПРАВКА

Наталия Трапезникова родилась в 1980 году. Окончила Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского (2002), прошла профессиональную переподготовку в Московском институте открытого образования (2008). Обучалась в аспирантуре Российского государственного социального университета (2008–2011). Эксперт ЕГЭ и ГИА-9, автор методических рекомендаций.

amp-next-page separator