Тайна каракки «Санта Мария». Пропавший флагман Колумба
На самом деле сегодня нет ни одного оригинального чертежа или изображения корабля Колумба, есть лишь многочисленные копии. Но найденные Клиффордом фрагменты полностью соответствуют историческому описанию «Санта-Марии».
Для того, чтобы провести экспертизу и точно установить принадлежность судна, ученым предстоит поднять обломки на поверхность.
Флагман Колумба «Санта-Мария» разбился в 1492 году. Дело было на Рождество.
Судном управлял неопытный юнга. Из части обломков построили форт...
68-летний археолог уже обратился к местным властям с просьбой обеспечить охрану территории, где был найден каркас, чтобы продолжить более глубокие и детальные раскопки и исследования. Хотя с предупреждением он немного опоздал: на второй пресс-конференции, состоявшейся 15 мая, исследователь заявил, что судно уже было разграблено подводными пиратами. «Что-то могло быть украдено несколько месяцев или несколько лет назад», —уточнил он.
Напомним, что в 1492 году Христофор Колумб направился на запад, чтобы найти другой путь в Азию. Колумбу было предоставлено три каравеллы: «Санта-Мария» (около 40 метров длиной), «Нинья» и «Пинта» (примерно по 20 метров).
Даже для того времени эти корабли были очень маленькими. Личные постели на судне были только у Колумба, капитанов кораблей и нескольких членов команды. Матросы спали по очереди на полу в трюме, на бочках и ящиках.
Во время этой экспедиции было сделано открытие, изменившее мир: это произошло в тот момент, когда матрос с «Пинты» увидел в подзорную трубу очертания берега и радостно воскликнул: «Земля!» Чуть позже каравелла «Санта-Мария» разбилась у побережья Гаити.
На дне акватории, связывавшей некогда Испанию и Португалию с их колониями, за века накопились несметные богатства. Серебряные монеты, стеклянные бокалы, фарфоровая посуда и женские украшения — все это трофеи подводной охоты. Часть предметов выставлена в Музее подводной археологии Санто-Доминго. В Испанию по этому маршруту переправляли и золото, которое добывали или отбирали у индейцев. Многие галеоны становились добычей английских и французских пиратов или шли на дно, попадая в шторм. Предположительно, только вблизи берегов Панамы утонуло не менее 10 процентов всего морского флота Испании, который переправлял награбленные богатства в Европу.
Как считает известный морской археолог Роберт Маркс, у берегов Колумбии с 1500 по 1825 год затонуло около 1200 кораблей, и в трюмах многих из них покоятся сундуки с золотом, серебром и драгоценными камнями.
Владельцем и капитаном каракки был кантабриец Хуан де ла Коса, известный испанский путешественник и картограф. По договору с испанским двором Колумб арендовал «Санта-Марию», но и хозяин был на борту. Ла Коса оставил несколько изображений кораблей, однако испанский флаг несут лишь два из них, и то те, которые рисовальщик набросал наименее отчетливо. Так что никаких доказательств, что на рисунках изображена именно «Санта-Мария», не существует. Сам Колумб в своем журнале говорит о «Санта-Марии»и как о каракке, и как о каравелле.
Тем не менее удалось установить, что это была трехмачтовая каракка типа нао длиной не более 25 метров. Длина «Санта-Марии» в разных источниках оценивается в 70 футов или в 82 фута, что составляет, соответственно, 21,4 метра или 25 метров, вместимостью до 40 человек, ширина 6,7 метра, водоизмещение 237 тонн, грузоподъемность 100 тонн. Вооружение: четыре 20-фунтовых пушки, шесть 12-фунтовых, восемь 6-фунтовых, несколько шпрингалов и мортир и около сотни тяжелых мушкетов.
Корабль был построен в Галисии и наречен La Gallega («галисийка»). Экипаж называл корабль именем Marigalante («Галантная Мария»).
Поселение получило название Ла-Навидад (Рождество) по дате гибели «Санта-Марии». Современное название этого города —Mole Saint-Nicolas.
Возможно, вскоре на земле одной тайной станет меньше: станет точно известно, где именно высадился великий мореплаватель Колумб и как выглядел его корабль.
Так будет поставлена точка в одной из самых удивительных в мире историй, где тесно сплелись и подвиг исследователя, и величайшее открытие, и забавная ошибка...
ФАКТ
Задолго до Христофора
21 декабря 2007 года у берегов южно-китайской провинции Гуаньдунь со дна моря на глубине 20 метров было поднято затонувшее около 800 лет назад судно длиной 30,4 метра и шириной 9,8 метра — примерно в полтора раза больше, чем у флагманской каравеллы Колумба «Санта-Мария» три столетия спустя.
На борту судна, получившего условное обозначение Nanhai No.1 («Южно-Китайское море № 1»), нашли до 80 тысяч предметов, представляющих большой интерес для археологов: фарфор, сосуды из золота и серебра, а также около 6 тысяч медных монет.
По мнению археологов, судно датируется периодом династии Южная Сун (1127–1279 годы).