Помогать другим - лучший способ стать счастливым

Общество
Слово династия — «царское»: это семья, которая поколение за поколением правит страной. А чем правят трудовые династии? Облюбованной — от слова «любить»! — профессией.

Врача, педагога, строителя, шахтера… А теперь еще и профессией социальных работников. Как Логачевы, сегодняшние наши героини — специалисты центра социального обслуживания Восточного округа.Традицию заложила мама, Ирина Александровна. Заложила смеясь: ее первый рабочий день в отделе социального обеспечения пришелся на 1 апреля, который никогда не обходится без шуток.

«Я удачно сострила — что-то о работе на всю оставшуюся жизнь… Как в воду глядела», — вспоминает она сейчас. А потом было не до шуток. И опыта не хватало, и времена установились непростые, на добро нещедрые... Но коллеги помогли. И муж поддержал — он работал там же, только по административно-хозяйственной части.

Это было 20 лет назад. Сейчас Ирина Александровна заведует отделением социального обслуживания филиала «Перовский» ТЦСО «Новогиреево» и говорит, что ее жизнь, по сути, определяют два главных списка. В первом — 131 фамилия. Это москвичи, которые нуждаются в услугах социальных работников. Во втором — 14. Это социальные работники, коллеги Ирины Александровны.

— Наши основные обязанности внешне просты: обеспечить подопечных лекарствами, принести продукты, сопроводить в поликлинику, на почту, в банк… А вот все остальное чрезвычайно разнообразно и сложно. Новое время ставит и новые задачи — например анкетирование... А для меня — подбор кадров и доучивание новичков. Ведь в нашей работе мало быть отзывчивым, терпимым к слабостям других... Нужно уметь и хотеть делиться с ними добротой. Именно хотеть. Лично я верю: сколько отдашь, столько тебе непременно вернется.

И часто повторяю: «Я всех люблю, всех выслушаю...» Людям, которых любишь, говорить «нет» нельзя! Если же вынужден отказать — так произнеси свое «нет», чтобы оно прозвучало как «да»… Любовь эта очень деятельна: Ирина Александровна — одна из тех, кто разрабатывал программу «Бумеранг». Если коротко, программа направлена на воспитание способности понимать чувства других — особенно людей пожилого возраста. А если подробно, то получится настоящее кредо Ирины Александровны. Ведь чувство достоинства — иногда единственное, на что может опереться человек в возрасте... И сколько же душевных сил и даже изворотливости требуется от социального работника, чтобы отвлекать своего подопечного от бесконечных размышлений о прошлом и непрерывного беспокойства о будущем… И от страхов. Даже самого банального — страха перед современной техникой… Ирина Александровна принимала самое деятельное участие в разработке, а затем в реализации программы «Жить и быть счастливым». Несчастье стариков — в их одиночестве. Как им помочь? Побудить что-то делать: «Действие — это самое сильное противоядие от отчаяния», — считает Ирина Александровна. Заставить о ком-то заботиться: самое страшное, с чем сталкивается овдовевший супруг, — это именно потеря необходимости заботиться о другом. Не давать им скучать: скука портит людей, делает их злыми, даже злобными… Когда-то Ирина Александровна выписала для себя строки иранского мудреца Омара Хайяма: «Чем за общее счастье без толку страдать — лучше счастье кому-нибудь близкому дать…» Прагматизм и любовь в одном флаконе — видимо, такой подход в семье Логачевых передается по наследству. Дочь Ирины Александровны, Маша, начала работать в системе социальной защиты населения еще школьницей. Объясняет: хотела помочь семье материально... Но почему тогда осталась на этой службе и после вуза? Образование у нее серьезное — Московский государственный гуманитарный университет… Но вот осталась же.

— У меня на попечении 12 человек. В основном бабушки в возрасте 70–80 лет, — говорит Мария Владимировна. — Очень непростые и очень интересные женщины. Причем те, кому за 80, гораздо бодрее и бойчее. Встречают меня с улыбкой. «У человека три возраста: молодость, зрелость и «Вы сегодня чудесно выглядите!» Что скажете мне сегодня, Машенька, — что я чудесно выгляжу?» А другая хорохорится: «Чтобы узнать мой возраст, чужому человеку придется меня распилить и сосчитать слои…» Конечно, есть и «проблемные» подопечные. Как удается ладить с ними? — Социальный работник — это не профессия, это характер. Понимаете, я росла в атмосфере соучастия...

И для меня главное — сделать счастливыми тех, кто рядом. Помогать другим — это лучший способ и самому стать счастливым: недаром говорят о радости дающего. Конечно, у моих бабушек есть родные и близкие, но ритм жизни в мегаполисе такой… безжалостный. На стариков не остается сил и времени. Им на помощь приходят такие, как я. И мне нравится, что мой день расписан по часам и даже минутам. У всех моих клиентов есть мой мобильный. Я помню мудрость: «Вдвойне дает тот, кто дает быстро!» Это работа, которую лучше всего характеризует одно слово: душевнозатратная. Хватает ли тепла на собственную семью, не обижаются ли близкие? — Ну что вы! — смеется Маша. — Мы же одним делом занимаемся. Дома и выслушают, и поддержат, и совет дадут.

— По советам главный специалист пока я, — добавляет ее мама. Человек, с которого началась еще одна московская династия.

amp-next-page separator