Кунсткамера Петра Великого: начало музейных традиций
Одни проклинали его, называя "Царём-Антихристом" и даже "царём-самозванцем", другие наоборот восхищались "Царём-труженником" и мощью одержанных им военных побед и произведенных преобразований. Помимо внешне- и внутриполитических достижений, Пётр I, затронул почти все сферы культуры будущей империи: введение гражданской азбуки вместо церковной, смена летоисчисления, издание первой русской газеты, и конечно строительство первого публичного музея в России – Кунсткамеры.
В духе эпохи естествоиспытателей Петром выше всего ценилась коллекция заспиртованных трупиков. Ею и основали первый русский музей, Петру советовали продавать билеты по рублю, он же напротив, велел каждому посетителю наливать рюмку водки. Так он ценил тягу к знанию и естественное любопытство. Многие диковины из анатомической коллекции кунсткамеры пережили века, например скелет по прозвищу "Буржуа" (рост 2 метра, 27 сантиметров) и конечно легендарные "банки с уродцами". В Кунсткамере в наши дни содержится миллион экспонатов, среди которых самые разнообразные экспозиции, однако заспиртованные петровские уродцы так и остаются самыми знаменитыми экспонатами.
Страсть к анатомическим причудам овладела царем ещё во время его путешествия на Запад в 1697 году в составе "великого посольства", одной из задач которого было найти союзников против Османской Империи. Правда, кроме дипломатии перед послами были также поставлены задачи "промышленного шпионажа": присмотреться, научиться, перенять и привлечь наемников. Став первым русским царём, покинувшим границы своей страны, Пётр отправился на Запад "инкогнито" под видом плотника Петра Михайлова. Из Пруссии, где царь выучившись на артиллериста получил звание капитана-бомбардира, посольство отправилось в самую передовую страну того времени – республику Голландию. Здесь Пётр I, помимо кузнецкого и морского ремесел, научился делать гравюры, варить бумагу, рвать зубы, освоил ткацкий и токарный станки, а также в специальной лаборатории исследовал кровеносную систему угрей.
Не пропустивший ни одного значительно увлечения своей эпохи, Пётр не остался равнодушен и к анатомическим исследованиям. В старинной башне в центре Амстердама проводили сеансы анатомического театра, где публично вскрывал трупы профессор Фредерик Рейс. Петр, восхищенный его искусством, пожелал вскрывать трупы собственноручно, что для русского было делом неслыханным. К примеру, отец Петра, царь Алексей Михайлович запрещал вскрытие трупов под страхом смертной казни. Но указы и обычаи не могли остановить врожденное любопытство Петра, которое порой граничило с опасным фанатизмом. Однажды, увидев искусно препарированный Рейсом труп младенца, Пётр сбежал с галереи и кинулся целовать его. А в соседнем городе Лейдене, тоже во время одного из таких представлений, молодой монарх, заметив отвращение на лицах сопровождавших его людей, заставил свою свиту зубами разрывать мускулы трупа.
Так или иначе, но именно с анатомического театра началась история музеев в России. Сразу же после возвращения из путешествия по Европе, Пётр I издал указ "О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей", согласно которому все чудное и необычное следовало нести во дворец, а уже в 1704 году по указу Петра был создан первый государственный музей в России. Вскоре царская коллекция так разрослась, что для нее пришлось выделить специальное помещение, а для присмотра за ней понадобился целый штат. Новое здание было названо на западный манер Кунсткамерой (в переводе с немецкого – кабинет редкостей). Надо отметить, что собирал эту довольно необычную коллекцию Пётр I не для своего увеселения, а для совсем других, научных целей. Анатомические, зоологические, минералогические и прочие редкости ему служили "средствами для усовершенствования художеств и наук". В 1718 году, когда места в царском дворце стало не хватать, экспонаты перенесли в конфискованный дом опального боярина Кикина. Именно с этого момента царские коллекции стали доступны для всеобщего обозрения. Лучшим экскурсоводом музея был, конечно же, сам царь, любивший показывать свои сокровища иностранным послам и русским вельможам.
Кунсткамера того времени сильно отличалось от настоящей. Например, помимо обычных экспонатов были и живые люди-уроды, жившие при Кунсткамере и демонстрировавшиеся посетителям музея. В планах Петра было построить специальное здание для нужд Кунсткамеры, которая стала бы первым в России научным комплексом, объединившим музей, библиотеку и лабораторию. Существует легенда, что как-то раз, гуляя по берегу Невы, Петр заметил необычную сосну. В её ствол вросла полукольцом ветка, похожая на дужку большого амбарного замка. Пётр повелел дерево-монстр срубить и отправить в коллекцию, а на его месте заложить новое здание. Строительство, правда, шло очень медленно, и сам Петр новой Кунсткамеры не увидел - её торжественное открытие состоялось только в 1728 году.
В настоящее время в музее действует несколько постоянных экспозиций, посвящённых этнографии народов Америки, Африки, Китай, Японии, Индонезии, Австралии, Океании и других стран, а также выставка "Анатомические редкости петербургской Кунсткамеры". На этнографических выставках представлены макеты жилых и культовых построек, традиционная одежда населения различных стран мира, домашняя утварь, керамика, изделия из металлов, музыкальные инструменты, предметы культа и традиционное оружие.
Самый известный экспонат музея - уникальный Готторпский глобус-планетарий, созданный в 17 веке в Германии. Он был подарен Петру в ходе Северной войны и привезен в Петербург в 1717 году. Диаметр глобуса составлял 3,1 метра. Снаружи на нём были изображены все известные на тот момент страны, моря и реки, а внутри глобуса находился первый в мире планетарий. В просторной сфере стоял большой стол, окруженный скамьями на 10-12 человек. С помощью особого механизма, сидящие за столом, могли вращать небесный свод с позолоченными звездами и живописными рисунками созвездий. К сожалению, после пожара 1747 года от глобуса сохранились лишь металлические конструкции и дверца с Голштинским гербом. Глобус был восстановлен русскими мастерами под руководством Б. Скотта и Ф. Тирютиным в 1748-52 годах.