Московский кинофестиваль: промежуточные итоги
За качество конкурсной программы Московский кинофестиваль из года в год не порицает только ленивый.
В этому году, впрочем, делать это хочется чуть меньше. Да, фильмы, претендующие на «Золотого Георгия», снова собраны по принципу «с миру по нитке» — в конкурс по-прежнему попадает то, что не прошло отбор на более престижные фестивали. Да, здесь хватает претенциозного третьеразрядного кино, которое забывается еще до финальных титров.
В конце концов, в конкурсе ММКФ практически нет мировых премьер — 90 процентов картин уже были засвечены у себя на родине и на других кинофестивалях.
Тем приятней констатировать, что даже при всех этих факторах конкурсная программа в этом году получилась крепкой. Пока она держится на двух неплохих картинах — польском «Хардкор диско» Кшиштофа Сконечного и «Самом опасном человеке» Антона Корбайна.
«Хардкор диско» — мастерский перенос действия античной трагедии в современную Варшаву. В жизнь благополучного семейства (папа — архитектор, мама — сценограф в театре, дочь живет отвязной богемной жизнью) входит таинственный юноша Мартин.
У Мартина нет денег, зато есть остро наточенный нож, который он постоянно носит с собой. Этот нож, он, кстати, так и не использует (во всяком случае — в кадре), но все равно далеко не все члены успешного семейства доживут до финала.
История, которая сначала кажется социальным памфлетом, довольно быстро начинает напоминать «Забавные игры» Михаэля Ханеке — но и это тоже обманка. Насилие у Сконечного может показаться бессмысленным только на поверхностный взгляд. По всему фильму режиссер щедро рассыпает намеки на то, что связь убийцы с жертвами куда прочнее. Что когда-то они его отвергли. Что узы, связывающие палача и жертв, — самые крепкие в мире.
«Самый опасный человек» — безусловно, главный претендент на «Золотого Георгия» и самая громкая премьера основного конкурса фестиваля. Режиссер Антон Корбайн («Контроль») снял очередную экранизацию прославленного автора шпионских драм Джона Ле Карре. Отсидевший в тюрьмах России и Турции Иса (Григорий Добрыгин) — наполовину чеченец, наполовину русский — прибывает в Гамбург, где на банковском счете его ждут 10 миллионов долларов от его покойного отца, российского военного, участвовавшего в одной из чеченских кампаний. Сразу несколько международных разведок — британская, немецкая и американская — уверены, что Иса связан с Аль-Каидой и может быть причастен к будущим терактам на Западе. Довольно быстро, однако, выясняется, что Иса приехал в Германию, чтобы зажить новой жизнью, а деньги его не интересуют вовсе. Американцы и немцы, несмотря на это, на всякий случай намерены отправить Ису в лагеря, и только шеф британской разведки в Гамбурге (последняя роль Филиппа Сеймура Хоффмана) хочет использовать юношу для поимки настоящего злодея — благочестивого гамбургского араба, перечисляющего под шумок миллионные пожертвования террористам. Склонный к красивостям Корбайн эту душераздирающую историю, в которой все положительные герои до последнего надеются на хеппи-энд и по заведенной Ле Карре традиции хеппи-энда лишаются, снимает максимально ровно и аккуратно. «Самый опасный человек» — это, конечно, не «Шпион, выйди вон» Томаса Альфредсона (самая удачная экранизация Ле Карре), но тем не менее лучшая на данный момент картина Корбайна, которую жюри ММКФ игнорировать будет крайне сложно.
А ведь впереди еще и самый ожидаемый российский фильм конкурса — «Да и да» Валерии Гай Германики, снявшей первый полный метр за шесть лет.
Если и картина Германики окажется кондиционной, нынешний год Московский кинофестиваль может смело записывать себе в актив.