Режиссер Андрей Малюков: «Владимир Машков недешевый артист, но прекрасный Распутин»
Режиссер фильма Андрей Малюков в интервью «Вечерней Москве» рассказал о пути, который он прошел вместе со своей командой – от замысла (сценария Эдуарда Володарского) до премьеры. Между прочим, Андрей Малюков открыл двух артистов, которые по всем параметрам находятся на первом месте отечественного кинематографа - Владимира Машкова и Евгения Миронова.
- Андрей Игоревич, сколько раз снимался у вас Владимир Машков?
- Григорий Распутин - третья главная роль Володи в моей картине. Возможно, в скором будущем будет четвертая совместная работа. Читаю новый сценарий и думаю: «А ведь главного героя – ученого - мог бы сыграть Машков?». Тем более, что полное попадание в героя не только по уму, характеру, харизме, а еще и возраст совпадает – полтинник! Одна проблема – Машков очень недешевый артист! Но в век продюсерского кино этот вопрос решаемый.
- Нередко режиссеры обвиняют продюсеров, которые вмешиваются в творческий процесс, а иногда и в конечный результат картины. Вы довольны своим фильмом «Григорий Р.»?
- В целом - доволен. Замечу, что это была очень тяжелая, длительная и кропотливая работа. Я первым прочитал незаконченный сценарий Эдуарда Володарского (помешала закончить смерть, поэтому в фильме два сценариста – Володарский и Илья Тилькин) и показал его продюсеру Рубену Дишдишяну, которому тогда же сказал: «Если вам удастся вытащить Машкова из Америки (актер тогда плотно засел в Голливуде), то Распутин получится». Рубену это удалось. Когда меня пытали: «Почему только Машков?», я отвечал: «А кто еще?».
Я настаивал на Машкове, потому что только у этого артиста неимоверное нутро. Володя - сам из Сибири, как, впрочем, и Распутин, и он очень сильный человек, обладающий запредельными возможностями: и человеческими, и актерскими. А потом была большая пауза… У Рубена Дишдишяна начались внутренние разборки по бизнесу, и на какое-то время его фирма перестала существовать, да и права на сценарий куда-то ушли… И вдруг через несколько лет наш проект реанимировался, что, по моему большому опыту в кино, бывает очень редко. Возможно, в это вмешались сакральные силы?
- Машкову журналисты приписывают сверхъестественные способности – гипнотизера, экстрасенса, ясновидящего, на что артист, насколько мне известно, очень раздражается?
- Несмотря на то, что я сразу сказал: «Распутина будет играть Машков», Володя сам настоял на кинопробах. Еще до начала работы он искал краски для роли. На пробах я сказал Машкову, чтобы вместо текста он читал молитву. Машков опешил и честно признался: «А я не умею». Тогда я позвал батюшку, чтобы он научил его читать молитву. Обучение прошло благополучно, но после этого священник предупредил меня: «Андрей Игоревич, вас ждет очень тяжелая работа, и вам будут мешать бесы, поэтому надо постоянно молиться». Прямо на «Мосфильме» этот же батюшка совершил молебен. Поддержка Господа сопутствовала нам в течение всего съемочного процесса.
- А бесы-то мешали?
- Еще как! И до сих пор мешают. Кино на российский экран еще не вышло, но его уже продали в Казахстан, и первыми его увидели казахи, и почему-то из первой серии вырезали семь минут – очень важных, значимых.
- Андрей Игоревич, ответьте, пожалуйста, с присущей вашему характеру прямотой: Машков обладает магическими способностями?
- Вы меня пугаете. У сильных людей, к которым, безусловно, принадлежит Машков, есть способность менять ход мыслей других, и таким образом, влиять на них. Чтобы понять, кто такой Владимир Машков, расскажу историю о нашей первой совместной работе – фильме о дедовщине «Делай раз!». Тогда Володя еще учился в Школе-студии МХАТ и снимался в эпизодах. Поскольку министр обороны закрыл нашу картину, снимали мы ее нелегально, в подвалах «Мосфильма».
Однажды к генеральному директору «Мосфильма» толпой пришли генералы и сказали, что «кино надо уничтожить, а Малюкова расстрелять». По сути я с ними согласен: «Не надо снимать фильмы, порочащие армию, хотя я сразу предупредил, что хочу снять фильм о такой проблеме, как дедовщика». А вот по форме борьбы с нами согласиться не могу. Не согласились и студенты - Машков и Миронов, и пошли к «Останкино» с лозунгами, чтобы наш фильм дошел до зрителя. По телевизору «Делай раз!» не показали, и прошел он так называемым «третьим экраном». Машков способен идти в бой, если считает, что дело правое. На съемках фильма «Григорий Р.» Володя предлагал использовать свою популярность, чтобы нам разрешили снимать в закрытых местах.
- Андрей Игоревич, как получилось, что российско-французский фильм «Распутин» с Депардье в роли Григория вышел на экран одновременно с началом съемок вашего «Григория Р.»?
- Пока мы раскачивались, французы подсуетились и быстренько сняли. Поскольку прокат в России их не интересовал, они сделали развесистую «клюкву». Депардье – замечательный мужик и хороший актер, но какой он Распутин?
- А вы поняли, кто такой Григорий Распутин и какова его роль в истории Российской империи?
- Про Распутина нет ни одного достоверного факта. Поэтому по сей день он остается загадкой. Версий много, но документальных подтверждений – ноль. Известно, что Распутин из Сибири, и нашли деревню, в которой жили Распутины, потом еще что-то… А то, что Григорий – вовсе не Распутин, а Новый, говоря кинематографическим языком, осталось за кадром. То, что Распутин никогда не был немецким шпионом, сомнений не вызывает. И, конечно, у него не было любовной связи с императрицей Александрой Федоровной. Да, царица его приняла, потому что была подвержена вере в чудеса.
Но Распутин объяснял ей, что не человек творит чудеса, а Бог, а он, Распутин, - человек, и это есть в нашем фильме. А во всех грехах обвинили Распутина потому, что по закону критиковать членов царской семьи, родственников было запрещено и уголовно наказуемо, и все, что накапливалось в адрес царя, выливалось на Распутина.
Ваш брат-журналист специально придумывал про Гришку сплетни. Ведь борьба за тиражи в те годы была куда яростнее, чем сейчас (телевидения и радио не было – только газеты, которые конкурировали друг с другом). Если все карикатуры, байки, мифы выбросить, то Распутин предстанет как приличный человек, болеющий за Россию. Ну, да, он был живой человек и общался с женщинами, и любил «тяпнуть» (а на Руси это было и будет). Но пил Распутин не в тех размерах, как показывали ваши дореволюционные соратники.
- А что писали о тогда будущем убийце Распутина Феликсе Юсупове?
- Писать о Юсупове плохо было нельзя: во-первых, он был самым богатым человеком Европы, как сегодня говорят, олигархом, и поэтому особо его не укусишь, во-вторых, после женитьбы на племяннице Николая Второго принадлежал к царской семье. Замечу, что мотив убийства и само убийства Распутина – самый запутанный узел в этой истории.
Зачем было убивать Распутина? И как мог Распутин, предсказавший и Столыпину, и царю смерть, а России - гибель, попасть в ловушку, которую расставил Юсупов и другие заговорщики? Я нашел только одно объяснение этого поступка Распутина – страсть к Ирине Юсуповой. У мужиков бывает, что на старости лет от любви они теряют голову. И Распутин договорился с Юсуповым, что тот впустит его в свой дом, а сам уйдет, оставив его наедине со своей женой.
- Владимир Машков оспаривал свое видение Распутина?
- До съемок мы все разобрали. Наши стародавние отношения с Володей дают нам право на эмоциональные споры. Но когда он пришел на съемочную площадку, все разногласия прекратились. Машков очень послушный, техничный и умелый артист.
- Объясните, пожалуйста, что значит «техничный артист»?
- Артист в кадре наделен определенными функциями. Во-первых, его должно быть видно. Во-вторых, слышно. Володе не надо напоминать: «Покажи, глаза, глаза», а другим надо. И Машков сможет так выстроить свое внутреннее отношение, чтобы глаза были видны, и текст слышен. Помимо всего прочего в нашем фильме была задача – сохранить говорок Распутина, сибирского мужика. Понимаете, деревенский мужик из 19-го – начала 20 века не мог говорить, как рафинированный артист Машков, окончивший с отличием Школу-студию МХАТ. Машков умеет все это сделать в одно мгновение, сохранив краски, интонации, говор, и при этом помогая партнерам. С Володей мы выработали железное правило – все, что можно сыграть, не надо это проговаривать. А весь этот радиотеатр – «бла-бла-бла», вычищается.
- В роли Александры Федоровны - Ингеборга Дапкунайте, с которой Машков играл «любовь» в фильме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера». На ваш взгляд, получился ли в вашем фильме творческий контакт супружеский союз у этих артистов?
- Артисты одного уровня видят друг друга и понимают, и, как правило, партнерство получается, а в обратном случае, когда один – мастер, а другой – подмастерье, все упирается в тупую стену. Ошибаются иногда и режиссеры, и я в том числе. Признаюсь, что Дапкунайте в роли императрицы Александры Федоровны – не мое открытие. В Лондоне она снималась в фильме в роли Александры Федоровны. Ингеборга знает английский язык, а Александра Федоровна говорила с английским акцентом. Более того, царь-батюшка говорил с английским акцентом.
- Кто играет Николая Второго?
- Признаюсь, что на эту роль я пригласил другого артиста – очень знаменитого. Но продюсеры сказали: «Мы не потянем такую актерскую смету». Пришлось взять артиста из Питера Валерия Дегтяря, который очень старался сыграть Николая Второго.
- Игорь Скляр признался мне, что очень хотел сыграть Николая Второго, пробовался, но вы его отвергли.
- За это я попросил у Игоря прощения. Но на роль Николая Второго он не подошел.
- Нельзя на царя жалеть деньги, не так ли?
- И на царя нельзя, и на царицу нельзя… Вообще на серьезное историческое кино ничего жалеть не надо.
- Андрей Игоревич, насколько ваша картина актуальная?
- До мурашек. Так точно ложатся сюжетные ходы в картине на сегодняшний день, что озноб проскальзывал. Если бы изменить костюмы, антураж и лексику героев на сегодняшних, то были бы весьма злободневные диалоги.
СПРАВКА
Из множества картин о Григории Распутине первой, ставшей известной, стала лента режиссера Жоржа Комбре (1954 год). В 1996 году старца сыграл знаменитый британец Алан Рикман. Но чаще всего роль Распутина доставалась Жерару Депардье. В 2011 году он разыграл историю Григория Распутина в телефильме Жозе Дайан. А в 2013-м примерил на себя тот же образ в ленте Ираклия Квирикадзе. Что любопытно, Владимиру Машкову в этом проекте досталась роль Николая Второго.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Машков, актер и режиссер
- Моя философия довольна проста. Первый пункт: ни у кого ничего не просить. Второй: никогда ни о чем не жалеть. Третий: думать о хорошем, и не делать плохого. Четвертый: всегда представлять себя на месте другого человека. Пятый: сеять доброе (далее).