Принцесса и бронзовый матрос

Общество
Каждый день сотни пассажиров метро трут на станции «Площадь Революции» нос бронзовой овчарке или сигнальные флажки матроса. И мало кто задумывается, что эти фигуры имели прототипы в реальности.

Овчарка — это знаменитый пес Джульбарс не менее легендарного пограничника Никиты Карацупы, присевшего рядом с блестящим от поглаживаний псом. А матрос-сигнальщик с линкора «Марат» — будущий контрадмирал Олимпий Рудаков.

Его среди многих других выбрал скульптор Матвей Манизер. Понравился художнику курсант Военно-морского училища Рудаков своей статью и ростом. Мог ли Манизер предполагать, что через несколько лет натурщик попадет под трибунал за то, что, будучи помощником капитана, не последним покинул судно, и его спасет только заступничество вице-адмирала Головко. А затем в капитана влюбится британская принцесса...

В июне 1953 года 39-летний капитан 1-го ранга Олимпий Рудаков привел в Портсмут легкий крейсер «Свердлов» для участия в военно-морском параде по случаю восшествия на престол Елизаветы II. Лоцман был пьян, и наш капитан не просто сам провел корабль в порт, но и сделал это в три раза быстрее британских нормативов, чем вызвал фурор в Лондоне. На следующий день, во время морского парада, королева обходила строй кораблей на яхте «Сюрпрайз».

А затем награждала отличившихся памятными медалями. Первыми стояли американский и французский адмиралы, а уже за ними — капитан 1-го ранга Рудаков и остальные. Но королева начала с Рудакова вопреки этикету.

А затем был коронационный бал. Наш капитан преподнес Елизавете II подарок советского правительства — горностаевую мантию. И получил приглашение на вальс от королевы и ее сестры Маргарет, влюбившейся в статного офицера. На следующий день Маргарет снова была на борту советского корабля и пригласила Рудакова провести вместе десять дней в замке. Капитан был в замешательстве, но получил добро руководства на два дня отпуска. Что было в эти два дня, можно только догадываться. В 1954 году кандидатура Рудакова рассматривалась на пост военно-морского атташе при посольстве в Великобритании.

Но сын заканчивал школу и не мог уехать. Рудаков остался в Союзе. А затем стал одним из самых молодых наших контр-адмиралов.

Олимпия Рудаков назначили начальником кафедры Военно-морской академии. Здесь он и прослужил до смерти в июне 1974 года. А для нас остался матросом-сигнальщиком.

amp-next-page separator