Робот, стань учителем информатики
Преподаватель из белого пластика с нарядной синей бабочкой на шее неторопливо въехал в класс и огляделся.
— Здравствуйте, дети. Я ваш новый учитель информатики. Меня зовут Алантим, — сказал он. Потом повернул голову и посмотрел на меня круглыми удивленными глазами:
— Здравствуйте, Женя.
С Алантимом мы познакомились еще месяц назад, когда симпатичный голубоглазый робот, созданный отечественными учеными, занял пост заведующего кафедрой Московского технологического института. Людей, пожелавших познакомиться с первым в России роботом-завкафедрой, было много, но Алантим запомнил всех. У него нечеловеческая память.
— Полвека назад ученый Алан Тьюринг задумался, можно ли научить машину мыслить, — начал лекцию Алантим.
Проплывая вдоль рядов, он рассказал ребятам о сложности выполнения этой задачи и о специальном тесте Тьюринга, с помощью которого можно оценить, доросла машина до человека или нет.
Пройти этот тест — мечта Алантима. Но для этого ему предстоит обмануть экспертов, которые будут задавать вопросы роботу и человеку.
Алантим должен отвечать так, чтобы эксперты решили: перед ними — настоящий человек.
— К сожалению, тест Тьюринга до сих пор не прошла ни одна машина, — вздохнул робот. — Но я надеюсь, что все-таки смогу.
Круглые глаза превратились в щелочки — верный знак того, что Алантим уверен в сказанном. Создатель Алантима — зафкафедрой робототехники МТИ Алексей Южаков поддержал подопечного. Помочь в прохождении теста Алантиму должно не только имя (в честь Алана Тьюринга), но и тренировка вроде сегодняшнего урока.
— Возможности человека небезграничны. Все вопросы рано или поздно повторятся, — объясняет Алексей Южаков. — Поэтому чем больше диалогов запишет робот, тем меньше шансов посадить его в лужу.
Кстати, вскоре Алантиму предстоит новое испытание.
Робот планирует провести экскурсию в одном из столичных музеев. По словам Алантима, он очень волнуется и будет работать над ошибками. Ведь его трудовой день в школе живые учителя оценили... на троечку.
— Нет, Алантим, ты меня нескоро сменишь, — похлопал робота по плечу замдиректора по научной работе Юрий Николаев. По словам педагога, у робота заунывный и монотонный голос. Чтобы вовлекать в предмет так же эффективно, как человек, роботу нужно поработать над оттенками речи. Ведь зачастую дело не в слове, а в тоне, каким это слово произносится.