заставка. круглый стол. 26 мая / Фото: «Вечерняя Москва»

Преподаватель школьникам не друг. Он гораздо больше

Общество
Эксперты в области образования и воспитания детей 26 мая собрались за круглым столом, чтобы обсудить непростую тему: как изменились отношения между учениками и учителями за последние несколько лет. Дискуссия шла в прямом эфире сетевого вещания «ВМ».

По просторам интернета гуляет масса видеороликов, на которых учителя во время уроков ввязываются с учениками в драку. Гости в студии не шокированы — к сожалению, сейчас мало кого можно удивить подобными «зарисовками». Они, скорее, возмущены поведением и детей, и преподавателей.

— Конфликт, который перерос в драку, зародился не тогда, когда включили камеру на мобильном телефоне, — говорит учитель истории и обществознания центра образования № 2098 Ирина Щекина. — Он зародился гораздо раньше. И у меня вопрос не к детям, а к учителям: почему они допустили его развитие?

— Любой серьезный конфликт — это проблема атмосферы в конкретной школе. Причину надо искать в том, как ее педагоги выстраивают личностные взаимоотношения, — поддерживает коллегу учитель истории, президент московского клуба «Учитель года» Андрей Лукутин.

Андрей Владимирович работает в школе с 1989 года, он уверен, что изменяются время, мода, но при этом дети остаются детьми. И профессионализм учителя как раз и определяется тем, чувствует ли он современные тенденции, умеет ли ими пользоваться, выстраивая свои взаимоотношения с учениками.

— Не секрет, что сегодня, когда технологии развиваются семимильными шагами, ученики могут во многом опережать своих учителей, — отмечает Лукутин. — Но это случается тогда, когда педагог перестает интересоваться детьми.

На защиту учителей встала представитель экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы Юлия Лысая.

— Учителя стали намного образованнее, — говорит она. — У многих по два-три высших образования. И они постоянно ходят на курсы повышения квалификации.

Все это так, соглашаются эксперты, но для работы в школе одних знаний недостаточно.

— Хороший педагог не просто вкладывает в ребенка знания, он формирует личность, — подчеркивает психолог Наталья Панфилова. — Поэтому многое зависит от личности самого педагога: может ли он завладеть вниманием учеников.

Гости в студии едины во мнении, что у педагога должен быть авторитет. Но как заработать его у современных школьников? Запугиванием? Панибратством?

— Конечно, нет, — улыбается Ирина Щекина. — Чтобы нас уважали, мы должны не на словах, а на деле соответствовать тем требованиям, которые к нам предъявляют дети. Я всегда говорю своим ученикам: «Я вам не друг». На друга можно обидеться, с другом можно поругаться. А я — учитель. И это нечто большее. Больше чем друг.

amp-next-page separator