Совхоз имени Ленина. Юнкоры «Вечерней Москвы» Александр Стальмашевский и Дарья Кожевникова приехали помочь сельским труженикам в уборке урожая. Каждый ящик они старались заполнять только спелой ягодой / Фото: Антон Гердо

Горькую ягоду ели вместе, сладкая досталась не всем

Общество
Приглашение собирать клубнику в Совхозе имени Ленина вызвало небывалый ажиотаж у жителей. 15 июля корреспондент «ВМ» убедилась, что даже плохая погода не уменьшила числа желающих собирать сладку ягоду.

Выйдя из метро в 6:15, я с изумлением обнаружила огромную очередь: бабушки и дедушки, подростки, влюбленные парочки, мамы с детьми — всего человек двести. Нас вывозили малюсенькими автобусами по 80 сборщиков в каждом. Очередного рейса ждали по полчаса. Мне удалось втиснуться только в третий автобус. Через 10 минут вывалили прямо на клубничное поле. Правила сбора просты: срывать только спелые ягоды, класть, а не швырять их в ящик, снимать с куста со стопочкой. Собранное относить бригадиру, который отмечает в папке твой номер и вес ягод, отбирает недозрелые и некондиционные плоды.

Многие ягоды еще были зеленые, однако делать было нечего, и, выбирая ту, что поспелее, я улиткой поползла вверх по склону.

Для сбора ягод существуют лишь три позиции — собака мордой вниз, а по-простому — ягодицами вверх; на корточках; лежа в междурядье (долго не пролежишь — под соломой часто оказываются вода и грязь). От этого начинает зверски болеть спина и колени. Аппетит довольно быстро пропадает: многие ягоды кислые, лежат на грунте, мыть их негде. Туалета тоже нет (клубника — отличное мочегонное). Спасают лишь кусты лесопосадок.

— Хорошая коробка! — похвалил меня Жувенал, бригадир, увидев мой первый ящик.

Оглядев гору уже учтенной ягоды, обнаружила, что ушлый народ «гнал план», памятуя о главном: больше соберешь — больше увезешь домой. Спустя пару часов трактор увез нашу клубнику. К этому моменту в грядках наметились свои рекордсмены — мама с дочкой на параллельных рядах уже перевалили за десять ящиков, женщина по соседству добирала восьмой.

Я позорно догружала пятый, мечтая, чтобы время шло побыстрее. Еще спустя пару часов картина на поле радикально переменилась: клубничные энтузиасты еле-еле ползли; мысль о том, чтобы съесть ягоду, вызывала приступ тошноты; сидеть на корточках было больно — пришлось стоять перед кустиками на коленях.

Обеденное солнце светило, казалось, прямо в мозг.

За шесть с лишним часов я собрала 8 ящиков — примерно 27 килограммов. Все ждали расчета и транспорта. Его не было более получаса. В подъехавший старый автобус люди набились так, что даже дышать было трудно. Газуя по пыльной дороге, автобус поволок сборщиков на «весовую». Там нас выстроили в очередь и стали выдавать заработанное. Вспыхнул конфликт: выяснилось, что собирали три разных сорта: мелкую — сладкую, среднюю — недоспелую, крупную — красивую, но безвкусную.

— Девушка, вы же не на рынке! — вспыхнула утомленная работница. — Какая есть, такую и положу. Хотите что-то определенное — покупайте! Мне отгрузили честно заработанные 2,6 килограмма мелкой. И тут я заметила очередь, сопоставимую с той, которая была на въезде в совхоз. Те же две сотни, но уже изрядно уставших, запыленных и тяжело нагруженных людей.

Итогом «сладкого заезда», кроме раскисшей клубники, стала боль во всех мышцах. А еще вопрос: если ягоду не пропалывают, на транспорте экономят, клубника не всегда спелая, то… почему она такая дорогая?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Григорий Монахос, директор селекционной станции РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева:

- Подмосковной клубники в этом году довольно мало, и она кислая из-за нехватки солнца. Потому руководство хозяйства экономило на всем: автотранспорте, оплате и организации труда добровольных помощников-москвичей. Ну и, наверное, пожадничало, взвинтив цену на любимую ягоду горожан.

Зоя Целыковская, заместитель директора совхоза имени Ленина по растениеводству:

- Автотранспорта для сборщиков в нашем совхозе было достаточно, и он находился в рабочем состоянии. Но, конечно, мы не могли обеспечить им то громадное количество москвичей, пожелавших помочь нам в уборке урожая. В разгар сбора ягод это были гигантские толпы народа, и иногда не хватало даже грядок для всех.

amp-next-page separator