Жительница Парижа: Паника настолько сильная, что есть потребность выйти и высказаться
– Утром в субботу, 14 ноября, на улицах не было никого, было пусто. У меня есть друг, который живет в дорогом районе рядом с Сеной, он вышел в город и прошел по набережной: ни единого человека. Это притом, что в субботу днем все обычно гуляют. Я вышла вечером и уже на улицах было оживленно. Правда, кафе оставались полупустыми, что совсем не характерно для субботнего вечера, зато в магазинах, на удивление, – народу полно, – рассказала Матанцева.
По ее словам, в людях чувствовалась подавленность. Многие останавливаются на тротуарах, говорят необыкновенно тихо.
– В бедных районах магазины оставались полупустыми. У цветочника никого не было, в продуктовых – никого. А в дорогих магазинах – я живу в седьмом районе и рядом со мной известный сырный бутик - так там чуть ли не давка. Возможно, эта такая реакция на стресс, – считает Татьяна.
Квартал, где произошла трагедия, изменился до неузнаваемости, дороги закрыты. Место теракта оцеплено до сих пор, более суток прошло, но пускают только по паспортам и лишь тех, кто там живет.
– В субботу мне девушка рассказала, что не могла уехать на своей машине, потому что автомобиль стоял в оцепленной зоне. Нельзя ничего забрать оттуда, – говорит жительница Парижа.
К ограждению около концертного зала «Батаклан» несут цветы: гвоздики, лилии – целыми букетами.
– Если после расстрела в редакции сатирического журнала «Шарли Эбдо» люди ходили очень подавленные. То в сравнении с тем терактом, на улицах чувствовалось оживление. Я думаю, это оттого, что случившееся настолько страшно и невообразимо, что парижане не могут держать это в себе, паника настолько сильная, что есть потребность выйти и высказаться. Тем более, что ночью было запрещено выходить, – сказала Татьяна.
По ее словам, на информационных стендах на улица французской столицы была такая надпись: «Расстрелы в Париже. Мы рекомендуем вам оставаться дома и ждать инструкций от властей». Потом власти выступили с заявление, что жизнь в городе не должна останавливаться. Информация как будто противоречила сама себе: не выходить без срочной необходимости, но магазины не закрывали.
Все киносеансы, представления, конечно, были отменены. Все парки тоже закрыли. Кстати, поэтому в магазинах вечером было много людей с детьми. Маленьким детям очень тяжело сидеть дома.
В разговорах многие горожане жалуются, что плохо спят.
По всему городу работают службы психологической помощи.
– Ко мне сегодня приходили люди в очень разных состояниях, – рассказывает Кристоф Де Бьян, психиатр из города Лиля, работает в пункте оказания психологической помощи населению в 11-м районе Парижа. – Некоторые люди до сих пор в ступоре, а другие уже полны эмоций. Наша задача как раз вывести людей на эмоции, чтобы они стали говорить. И тогда им станет легче. Первая волна пациентов пришла в субботу, в 7-8 утра. И это были пострадавшие из «Батаклана». А потом уже пришли свидетели, которых не ранило, но которые видели смерть на руках. Да, они видели ужас.