Экспедиция по следам настоящего человека
Гусеничный тягач фырчит, пятится назад и упрямо рвется вперед взять очередной рубеж грязи. В крохотном окошке мелькает завязший в первый день экспедиции КамАЗ. На нем пытались доехать до места установки лагеря, но техника не выдержала: пришлось поисковикам пробираться сквозь лес пешком — три дня с бензопилами, квадроциклами, вещами.
По колено, какой там по колено — по пояс в грязи пробирались поисковики… Здесь, где с трудом проезжает гусеничная техника, 18 суток полз сбитый летчик-ас Алексей Маресьев, раненный в ноги, питаясь лишь корой и ягодами.
Злость, упорство, желание жить — что двигало его к цели? Гусеничный тягач проезжает мимо лагеря, разбитого на краю болота. На три недели жизнь поисковиков превратилась в постоянную борьбу с болотом и холодом.
Под дном палатки — вода, и это самое сухое здесь место. Печка-буржуйка еле спасает от холода. Под ногами зыбко: ходишь по коварно мягкой подушке из травы, а под ней — несколько метров ила, в который рискуешь ухнуть в любой момент.
В этих лесах зимой 1942-го советские войска окружили основные силы 2-го армейского корпуса 16-й немецкой группы армий «Север», образовав «Демянский котел». Насколько сильные здесь были бои, можно попытаться представить по тому, что участники экспедиции, организованной Российским военно-историческим обществом, планируют проверить десять известных мест падения самолетов. В них рассчитывают обнаружить Як-1 Алексея Маресьева.
Известно, что летчик дополз до деревни Плав, откуда был эвакуирован в госпиталь. И эти точки расположены как раз в 30–40 километрах от деревни.
Гусеничный тягач пробирается дальше, к центру болота, где поднимают самолет, возможно, легендарную машину Маресьева. Над местом падения самолета установлен колодец-сифон.
Сифон фильтрует тину и ил, внутри него остается чистая вода, которую можно хотя бы частично убрать помпой. Из колодца огромными крюками достают деталь, напоминающую огромный мятый мешок...
— Это бензобак, его порубило еще в воздухе. Самолет попал под серьезную очередь с близкого расстояния, — объясняет Юрий Костин, руководитель поискового направления Музея техники Вадима Задорожного. Сверху бензобак покрыт резиной — когда пуля пробивала отверстие, резина его «затягивала». Некоторые пилоты, только вернувшись с задания, узнавали, что летали с простреленным баком.
Экспедиции к 100-летию А. Маресьева
— Номер самолета! — выкрикивает Сергей Мачинский, руководитель Департамента поисковой работы Российского военно-исторического общества. Он держит в руках фрагмент двигателя и читает цифры: 5504347, 10-я серия...
Ради этого номера и затевался весь поиск. Теперь по нему архив сможет определить машину и узнать судьбу летчика. Но найденный самолет не Як-1, а значит, не самолет Маресьева.
— Да, это другая машина, — без сожаления говорит Сергей Мачинский. — Но за этим самолетом стоит человек, защищавший родину. Он также совершил подвиг, и мы постараемся определить его имя. Мы идем по следам подвига Маресьева.
СПРАВКА
4 апреля 1942-го в бою над Демянским плацдармом самолет Як-1 Алексея Маресьева был подбит и приземлился на территории, занятой немцами. От места падения машины раненый летчик на покалеченных ногах за 18 суток добрался до деревни Плав Валдайского района. В госпитале ему ампутировали ноги, но он все равно летал на протезах. Летчик стал прототипом героя знаменитой «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.