Депутат горсовета Иерусалима Марина Концевая / Фото: Из архива

Центр советского еврейства напомнит о железном занавесе

Общество
По статистике, 20 процентов жителей Израиля говорят по-русски. Две страны накрепко связаны исторически, культурно и экономически. Подтверждение тому — прошедший деловой форум «Москва — Израиль: вызовы, решения, перспективы». Он еще раз показал, что Израиль остается для Москвы одним из важнейших высокотехнологичных партнеров.

О том, как в Иерусалиме решают проблемы русскоязычного населения, я поговорил с депутатом горсовета Иерусалима Мариной Концевой. Она отвечает за абсорбцию новых граждан страны. Кстати, Марина родилась и выросла в Москве.

- Марина, ты приехала в Израиль 30 лет назад. Помнишь легендарного мэра Иерусалима Тедди Колека?

- Запомнилась телепередача, в которой показали, как он сидит один в кинозале, смотрит кадры с видами Иерусалима, и с экрана звучит песня «Йерушалаим шель захав» («Золотой Иерусалим»). И Колек тихо, думая, что его никто не слышит, начинает подпевать... Меня эта сцена тронула до слез, и я до сих пор чувствую себя виноватой, потому что принимала участие в избирательной кампании Эхуда Ольмерта, сменившего Колека на посту мэра... Ольмерт мне тогда сразу не понравился, но в его команде баллотировалась Лариса Герштейн, и многим казалось, что вот сейчас у русскоязычных жителей Иерусалима появится надежда, решатся какие-то проблемы...

- Решились?

- Кое-какие решились, кое-какие остались. Есть несколько проблем, которые касаются именно русскоязычных горожан: в Иерусалиме самый высокий процент пожилых людей и среди них — самый высокий процент переживших холокост. Кроме того, жилье в Иерусалиме дорогое (как и во всей стране), но в нашем городе значительно труднее найти работу, чем в центре страны, поэтому отток молодежи немалый.

- Наверняка у тебя есть идеи более комфортного обустройства русскоязычных горожан...

- В Иерусалиме их около 40 тысяч. Одним из главных дел считаю разработку проекта Общинного дома в Иерусалиме (потом я стала его первым директором). Проект был разработан той же Ларисой Герштейн, Кларой Эльберт (легендарным директором Иерусалимской русской библиотеки) и мной. Общинный дом действует и сегодня, а библиотека Клары недавно отпраздновала свое 25-летие. Вот за такие долгосрочные проекты, мне кажется, и надо браться.

- Что ты успела сделать в минувшем году?

- Главным событием для меня стало, конечно, вступление в муниципалитет в качестве депутата горсовета Иерусалима. Причем я сменила на посту ответственного в городе за алию и абсорбцию самого мэра — Нира Барката… Он же передал мне бразды правления комиссией по алие и абсорбции. Я продолжала публиковать статьи в прессе, работала на радио «Коль Исраэль» («Голос Израиля»), вернее, это был мой «камбэк» в качестве редактора новостей на израильское радио на русском языке. Однако свою любимую радиожурналистику пришлось оставить, поскольку депутат и журналист вступают в конфликт интересов… А главным делом будущего считаю создание Центра наследия советского еврейства.

В нем будут собраны документы и воспоминания людей, боровшихся за выезд из СССР, которых не сломал железный занавес, которые боролись за свободу, несмотря на то что несколько поколений советских евреев были совершенно оторваны от своей национальной культуры, от изучения языка, от истории иудаизма. Есть несколько фильмов, посвященных этой теме, есть масса воспоминаний в документах и книгах, я уж не говорю о фотографиях и устно передаваемых историях, которые с огромным интересом будут слушать школьники.

Проект, безусловно, включает в себя педагогическую составляющую. Такой центр станет еще одной достопримечательностью вечного города. Проект поддерживает академический корпус Еврейского университета, «Сохнут» — еврейское агентство, возглавляемое Натаном Щаранским, спикер Кнессета Юлий Эдельштейн, Русская иерусалимская библиотека и многие бывшие советские евреи-отказники и активисты иерусалимских организаций.

СПРАВКА

Алия — репатриация евреев в Израиль. Первая алия была вызвана волной еврейских погромов, прокатившихся по Российской империи в 1882 году. Тогда в Палестину, бывшую под властью Османской империи, переселились 35 тысяч евреев. В первой половине 1970-х годов, когда советское правительство смягчило свою позицию по поводу репатриации евреев в Израиль, туда переселились около 100 тысяч граждан СССР. Следующая массовая алия с постсоветского пространства (200 тысяч человек) пришлась на 1989–1990 годы.

amp-next-page separator