Художник А. Брей. Кадр из диафильма «Муму». 1949 год / Фото: Из архива

От аршина два вершка, или Какого роста был дворник Герасим

Общество
В 1925 году в России была признана обязательной метрическая система мер. Старинные единицы измерения остались только в поговорках («от горшка два вершка»). Мы уже слабо себе представляем обозначавшиеся ими размеры, а некоторые специфические употребления этих слов и вовсе нам непонятны.

Вопрос на засыпку: какого роста был Герасим из «Муму»?

Цитата: «мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем».

Вершок — это 4,45 см. Умножаем на 12 — получаем... 54 сантиметра. Может, у Тургенева ошибка, переходящая из издания в издание? Но в «Преступлении и наказании» про рослую Лизавету, сестру старухи-процентщицы, говорится: «по крайней мере, восьми вершков росту». Неужели 36 сантиметров? Дело в том, что рост человека (а также высота лошадей в холке) измерялся в вершках сверх обязательных двух аршин, о которых просто не упоминалось. То есть к каждому такому обозначению надо прибавлять 142 сантиметра. Получается, что рост Герасима был почти 196 сантиметров, Лизаветы — 178 сантиметров.

Вершок - как уже было сказано, 4,45 сантиметра. У Пушкина в «Капитанской дочке» Петруша Гринев был «ранен в грудь на полтора вершка» — то есть рана была глубиной более 6,5 сантиметров.

Аршин - 16 вершков, или 71 сантиметр. Так же называлась линейка соответствующей длины. В рассказе Горького «Нилушка» (1913) упоминается торговец с «обмызганным аршином, в котором не более пятнадцати вершков». Линейка изношена, а может, незаконно укорочена.

Пядь - 4 вершка, или четверть аршина (около 18 сантиметров). Была популярна в Древней Руси, а к XIX веку употреблялась уже в переносном значении («семи пядей во лбу»).

Сажень - 3 аршина, или 2,13 метра.

Верста- 500 саженей, или 1,06 километра. Лихой ямщик Балага в «Войне и мире» любил «безумную езду, по восемнадцати верст в час». Сегодня мы иногда движемся быстрее даже в пробке. Словом «верста» также назывался верстовой столб, покрашенный косыми полосами. Это о них говорится в стихотворении Пушкина «Зимняя дорога»: «Глушь и снег. Навстречу мне/ только версты полосаты/ попадаются одне».

amp-next-page separator