19 января 19:20 Мастер гончарного дела Илья Калашников (справа) раскрывает ученику школы № 1298 Мише Ковалеву секреты гончарного искусства / Фото: Александр Кожохин

Работе с глиной нужна частичка души мастера

Общество
Медиацентр газеты «Вечерняя Москва» открыл новый сезон мастер-классов для столичных школьников «Академия народного творчества» занятием по лепке из глины.

Илья Калашников, руководитель Школы гончарного вдохновения, он же поэт и писатель, показывает ребятам игрушки собственного изготов­ления — маленьких зверушек, которых можно надеть на палец и устроить домашний театр.

— Сегодня мы с вами будем керамистами, а это те, кто лепит из глины руками, а не на гончарном круге, как гончар, — объясняет мастер.

Ученики школ № 814 и 1298 тут же загораются желанием смастерить свои поделки и с нетерпением ждут, когда им выдадут для работы теплый и мягкий кусочек глины. В ход идут и подручные средства — длинные деревянные палочки, чтобы скреплять части поделки, зубная щетка для создания фактуры, зубочистки, а также линейка, чтобы разрезать детали из­делия.

Первым делом из бесформенного куска глины нужно сделать шарик — основу всех будущих поделок.

— Важно не катать шарик как пластилиновый, — советует Илья Калашников. — Нужно лепить его прихлопывая, перебрасывая из руки в руку.

Оказывается, такой метод нужен, чтобы внутри глины не оставалось пузырьков воздуха, которые могут наполниться влагой и во время обжига испортить изделие.

И вот первые заготовки готовы. Теперь в игру вступает фантазия — самое время придумать, что же получится из глиняного шарика. Пятиклассница Жасмина Табл решила слепить совенка, а Дарья Пойкина — мишку. Алеся Янова решила сделать из глины колокольчик в форме петушка — символа года. Эта идея, кстати, понравилась многим участникам мастер-класса. Мальчишки решили отличиться: например, пятиклассник Никита Астахов, ученик школы № 1298, захотел создать огромного глиняного паука.

— Шарик слегка раскатываем по столу и превращаем в конус, — объясняет Илья Калашников. — Затем создаем полость во внутренней части конуса, чтобы получилась объемная фигура — будущее тело игрушки. Важно, чтобы игрушка собирала максимально обобщенный образ. Образ игрушки должен быть нагляден и легко угады­ваться.

Глина любит мягкие формы, потому что все острое имеет свойство откалываться. А значит, гребешок и клювик у петуха должны быть округлые.

Для этого под руководством мастера раскатываем несколько глиняных колбасок, а потом вырезаем их них волнистый гребешок с помощью деревянной палочки. Чтобы гребешок хорошо закрепился на тельце игрушки, нужно слегка смочить края детали влажной губкой — поверхность станет шероховатой и образуется «шликер». Так называют мокрую глину, которая хорошо склеивает части поделки между собой.

— Главные составляющие глиняного изделия, — рассказывает Илья, — эстетическая красота, практичность и сакральное значение: важно, чтобы изделие несло смысл.

Поделка, в которую мастер вкладывает частичку души, будет обладать всеми перечисленными свойствами. У ребят получились отличные работы, которые теперь нужно обжечь в печи и покрыть глазурью. Изделия из белой глины получаются очень изящными.

Никита Астахов радуется результату: у него получился замечательный паук!

— Это Степан, — говорит мальчик. — Но он очень стесняется.

Я еще хочу сделать для паука домик на гончарном круге.

Первым попробовать сделать горшочек на гончарном круге решил пятиклассник школы № 1298 Михаил Ковалев.

— Подарю маме! — говорит мальчик.

Трансляцию эфира мастер-класса «Народная академия» можно посмотреть на сайте газеты «Вечерняя Москва» vm.ru.

amp-next-page separator