Обувь, сделанная в столице, теснит на прилавках импортные туфли, ботинки и сапоги

Общество
В столице резко потеплело, самое время сменить обувь. Или хотя бы присмотреться к имеющемуся ассортименту.

В столице ежегодно производится почти миллион пар обуви, вполне успешно конкурирующей с импортной. По данным экспертов, с началом кризиса мы стали гораздо осмотрительнее в выборе обуви, стараясь покупать более удобные и комфортные модели, которые прослужат хотя бы 2–3 сезона. И производственники подстраиваются.

— Качество отечественной обуви действительно серьезно выросло за последние годы, как, впрочем, и технологии, которые используют наши производственники, — рассказал «ВМ» председатель Объединения потребителей России Алексей Корягин. — По нашим опросам, если раньше в среднем ценовом диапазоне люди ориентировались на марки из Белоруссии, то сейчас все чаще выбирают российские. При этом качество и добротность не волнуют разве что молодежь, которой традиционно важнее подчеркивание индивидуальности. Но объективно, если речь о наших марках, это все равно очень хорошая обувь, а не кондовые, несгибаемые, тяжелые боты прошлых лет. Я много езжу по стране, часто захожу в обувные, что-то меряю. Масса качественных моделей выставляется под иностранными названиями по приемлемым ценам, но когда просишь сопроводительные документы, там стоят наши адреса. Поэтому считаю, что на самом деле проблема некачественной обуви в целом решена. Другое дело, что она дорогая в Москве. Можно чем угодно объяснять высокие цены, но когда женские сапоги повсеместно продаются со скидкой в 70% , ты волей-неволей задумываешься, сколько там было накручено торговлей до распродажи. Так что я, например, когда бываю в регионах, стараюсь покупать там.

Регионы, впрочем, явно помогают Москве удовлетворять спрос на качественное и отечественное. Сейчас в столице серьезным производством обуви заняты две фабрики — легендарная «Парижская коммуна», отметившая в марте 95-летие, и дитя 90-х Ralf Ringer. Первые заточены на детскую, рабочую и специальную обувь, вторые обувают мужчин. Если учесть, что в среднем норма потребления в этой сфере составляет 2 пары в год на человека, до того, чтобы москвичи ходили исключительно в московских туфлях и ботинках, не сильно близко.

— Чтобы стимулировать производителей, нужны товаропроводящие сети, — считает председатель экспертного совета по науке и промышленности МГД Анжела Раевская. — Часто сетевые магазины выталкивают наших производителей из сети, поэтому обе столичные фабрики-гиганты тратят огромные средства для создания собственных розничных точек. А мелким такое не под силу. Не радуют производственников и такие вещи, как рост стоимости сырья, высокие ставки по кредитам, отсутствие длинных денег, налоговая нагрузка, высокая кадастровая стоимость недвижимости и земли, торговый сбор, который касается и предприятий, реализующих продукцию собственного производства...

Государство должно помогать тем, кто кует качественный отечественный продукт, считает Раевская:

— Вот смотрите, сейчас наш рынок внезапно наводнила киргизская легкая промышленность — они получили льготные кредиты от государства на покупку современного оборудования. Наши все получают на общих основаниях. А чем отдавать, если у них рентабельность — 2–3 процента?

То, что помощь творит чудеса, показал и опыт «Парижской коммуны», чья обувь нарасхват и у нас, и в Европе.

— Понятно, что продажи и привлечение покупателей — это наша задача. Но если бы не поддержка Москвы и Минпромторга, не знаю, где бы мы сейчас были, — считает Иван Татарчук, замдиректора фабрики по производству. — Например, нам субсидировали часть затрат на научно-исследовательскую и конструкторскую работы. На эти сферы в 2013–2016 годах у нас ушло 150 миллионов, 74 из них нам компенсировали. При этом собственные вложения в проект запланированы в объеме 2 миллиарда рублей. Ведь создание новой модели обуви — это не просто картинку нарисовать. В конце 1980-х, когда представители Минобороны увидели, на каком оборудовании производятся модели и какие задействованы математический аппарат и машинная графика, они были поражены. Это был уровень оборонки. Сейчас все так же серьезно: исследования совместно с НИИ гигиены, закупка новейшего оборудования, полностью автоматизированные системы по машин ной графике, разработка новых материалов повышенной гигиеничности, с лучшими адаптивными свойствами и т. д. Ведь это все деньги...

Что ж, деньги считают не только производители, но и мы с вами, и нас вполне бы устроило, чтобы у качественной обуви был еще и гуманный ценник. Оказывается, и здесь выход есть.

— Механизм придуман давно. Называется он «социальное предпринимательство» — основа основ для сдерживания цен, — говорит Алексей Корягин. — Это когда находятся предприниматели, которые готовы работать за ограниченную прибыль, договариваясь с государством или местной властью примерно так: «Мы не поднимаем цены, но и вы со стоимостью аренды не играйте». В итоге мы получаем магазины и целые торговые сети, которые составляют реальную конкуренцию сетям, задирающим цены, а также массу довольных жизнью людей. Чем плохо?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Фурсин, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы:

— В Москве выработана система поддержки предприятий, мы предоставляем субсидии на приобретение оборудования, также каждый год выделяются средства на погашение части лизинговых платежей и кредитов. Часть столичных предприятий воспользовались мерами поддержки, чем облегчили свое бремя платежей. За последние годы в городе статус промышленных комплексов получили 24 предприятия.

ЦИФРА

2,3 миллиона пар обуви в год выпускают Москва и область (крупнейшие фабрики Подмосковья находятся в Егорьевске, Талдоме и Пушкине).

amp-next-page separator