Пожарный второго класса, машинист автокрана Андрей Денисов / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Московские пожарные встречают свой праздник на боевом посту

Общество
31 мая столичные огнеборцы отмечают свой профессиональный праздник – День пожарной охраны Москвы. Корреспондент «ВМ» побывал в гостях у людей, работа которых состоит в борьбе с огненной стихией и спасении человеческих жизней.

Их более двух с половиной тысяч, они прекрасно обучены и оснащены. Каждые сутки на боевое дежурство по городу заступают более 430 человек и свыше 150 единиц техники Пожарно-спасательного центра (ПСЦ) столичного Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. Каждый день дежурная смена совершает около сотни выездов на тушение пожаров, дорожно-транспортные происшествия и другие чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в любой момент. Так, пожарные и спасатели Центра успешно ликвидировали последствия сильнейшего шторма, на днях внезапно натворившего бед в столице.

- В состав ПСЦ входят пожарно-спасательные и аварийно-спасательные отряды, осуществляющие круглосуточное дежурство в каждом московском округе, - говорит начальник этого уникального учреждения Евгений Савицкий. - Сегодня Центр включает в себя 32 мобильных подразделения, в том числе отряд по тушению пожаров на водных объектах с многоцелевым пожарно-спасательным кораблем «Полковник Чернышев», отряд инженерной техники, кинологическую и мотоциклетную группы. Все вместе они обеспечивают безопасность в десяти тоннельно-эстакадных комплексах Третьего транспортного кольца, международном деловом центре «Москва-Сити», аэропорту «Внуково», а также в городском жилом секторе, куда входят территории Троицкого и Новомосковского административных округов. Кстати, в ближайшее время там должны быть введены в строй три новых объекта - пожарно-спасательных отряда. 

Исполняющий обязанности водителя пожарный 2 класса Сергей Алексеенко показывает возможности доверенной ему мобильной спецтехники / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Евгений Савицкий уверен, что люди становятся пожарными и спасателями не в погоне за острыми ощущениями и стабильной зарплатой, а по стремлению души:

- Некомплекта личного состава у нас не бывает. К нам идут с большой охотой, поскольку работа считается достаточно престижной для молодежи. Основным мотивом кандидатов является желание помочь попавшим в беду людям. И это не просто красивые слова.

Руководитель столичного Пожарно-спасательного центра знает, о чем говорит. Только за пять месяцев текущего года его сотрудники совершили более 12 500 выездов, в том числе свыше 1300 раз им пришлось вступать в противоборство с огнем. На пожарах, в дорожно-транспортных и других городских происшествиях они спасли жизнь 208 человек, половине из которых пришлось оказывать первую помощь прямо на местах инцидентов, не дожидаясь приезда врачей. Одной материальной заинтересованностью этого не объяснить.

Пожарно-спасательный центр МЧС России / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Техническое оснащение современных огнеборцев на примере 204-го пожарно-спасательного отряда, расположенного в том же здании на проспекте Маршала Жукова, что и сам Центр, охотно демонстрирует заместитель начальника ПСЦ Владимир Шашин:

- Это специальное подразделение постоянной готовности, как и остальные наши ПСО, способно решать любые задачи: тушить пожары, проводить аварийно-спасательные работы, ликвидировать последствия дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в транспортных тоннелях, - рассказывает он. - Кроме этого, личный состав обучен разбору завалов, спасению на воде и ликвидации аварий с химически опасными веществами.

Первоначально отряд создавался для обеспечения безопасности Северо-западного тоннеля. Поэтому один из двух тоннельных автомобилей Центра закреплен за его автопарком.

Исполняющий обязанности водителя пожарный 2 класса Сергей Алексеенко показывает возможности доверенной ему мобильной спецтехники. Автоцистерна вмещает в себя три тонны воды, которая в зависимости от ситуации может или бить компактной струей на несколько десятков метров, или распыляться вокруг тоннельной машины, осаживая химические вещества в воздухе и охлаждая ее корпус. Той же цели служит и водяное орошение колес.

Автоцистерна вмещает в себя три тонны воды, которая в зависимости от ситуации может или бить компактной струей на несколько десятков метров, или распыляться вокруг тоннельной машины, осаживая химические вещества в воздухе и охлаждая ее корпус / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Кстати, благодаря подруливающей функции их задней пары, массивный автомобиль имеет малый радиус разворота – всего семь метров. Кабина снаружи оснащена отбойником для расчистки пути, а внутри оборудована тепловизором и, вместе с отсеком для личного состава, снабжена системой подпора воздуха. Благодаря этому расчет в ней может работать в условиях сильного задымления, не включаясь в индивидуальные дыхательные аппараты.

Исполняющий обязанности водителя пожарный 2 класса Сергей Алексеенко показывает возможности доверенной ему мобильной спецтехники / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

На вооружении отряда есть и автокран грузоподъемностью до 75 тонн, и пятидесятиметровый коленчатый подъемник, и большой лафетный ствол – настоящая полутонная водометная «пушка» на колесах, с трех сторон надежно прикрывающая работающих на ней пожарных своим большим бронированным щитом. Есть здесь и установка пожаротушения с гидроабразивной резкой «Кобра», названная так, видимо, в честь плюющейся змеи.

Такой метод пожаротушения заключается в смешивании воды и абразива, выбрасываемого под давлением 300 атмосфер. «Кобра» может применяться через отверстие «глазка», но также легко сама прорезает стальные двери. Капли воды при контакте с газами внутри горящей квартиры превращаются в пар. Охлаждение пожарных газов начинается с самого начала применения установки, что дает руководителю тушения пожара больше времени для планирования спасательной операции. После снижения температуры проводится интенсивная вентиляция и удаление задымления, а затем внутрь помещения безопасно заходят специалисты, которые окончательно ликвидируют очаг пламени.

- Тушение различных видов пожара имеет разную тактику. В зависимости от присвоенного ранга и объекта возгорания определяется расчет сил и средств, необходимых для ликвидации огня, - терпеливо объясняет азы пожарного дела Шашин. - Например, самое сложное в тушении пожаров в высотных зданиях, особенно таких, как башни «Москвы-Сити», это поднять личный состав и воду на нужный этаж к очагу возгорания. Метод, который применяется нами, называется каскадным. На вооружении подразделений Центра есть специальные контейнеры, укомплектованные мотопомпами, которые качают воду наверх. Работает это так: основная машина-автоцистерна ставится возле подъезда, автонасос ставится на гидрант, мотопомпа поднимается на десятый этаж, следующая – еще через десять этажей, и так далее. Все они соединяются рукавами. Так мы можем подать воду хоть на сотый этаж.

amp-next-page separator